Где кончаются звуки. Как живут люди с нарушениями слуха

Эдуард Биденко родился и вырос в семье, в которой общались на языке жестов и умели читать по губам. В 4 года он частично потерял слух. Но это не помешало ему успешно окончить одиннадцатилетку, получить специальность сурдопедагога и стать педагогом в той же школе, где учился сам. Ласковое обращение «Эдик», к которому он привык с детства, сменило уважительное Эдуард Андреевич - так к нему обращаются ученики. Сейчас он преподает историю, обществознание и изобразительное искусство.

   
   

На досуге — музыка и книги

Несмотря на занятость в школе, Эдуард находит время на увлечения. Среди любимых литературных творений - «Тихий Дон», «Былое и думы», «Прощай, оружие!», «Война и мир», «Доктор Живаго». А любовь к музыке он унаследовал от отца. Правда, из-за занятости читать приходится в основном в общественном транспорте.

«Мой отец в своё время был меломаном. Любил Высоцкого, Окуджаву, Макаревича, КИНО, The Beatles, Queen, Pink Floyd, поэтому мне было с кого брать пример, - рассказывает Эдуард Биденко. - На гитаре я начал играть лет 6 назад, хотя это желание было давно. Ещё в начальной школе увидел видеозапись концерта одного музыканта, очень похожего на профессора: очки, пиджак, застегнутый ворот, щетина. Он играл на акустической гитаре. Позже я узнал, что это было выступление Эрика Клэптона. Меня поразил этот музыкант, и я загорелся желанием научиться играть на гитаре так же виртуозно. Поначалу занимался с репетитором, а во время учёбы в Москве стал потихоньку сам развивать свои способности».

Эдуард даже научился играть на гитаре. Фото: Из личного архива/ Эдуард Биденко

Эдуард женат, но о личной жизни говорить не любит: слишком деликатная тема. Как правило, глухие и слабослышащие люди находят вторую половинку в своём кругу.

Работа не позволяет Эдуарду заниматься всем сразу, но планов у него – громадьё.

«Хотелось бы получить систематические знания по многим гуманитарным наукам, играть в волейбол и на музыкальных инструментах, совершенствовать игру в шахматы и нарды», - поделился Эдуард.

Где меня научат?

Похоже, молодой человек нашёл себя в жизни. Но это не так-то просто сделать. В Кирове есть школа-интернат для детей с нарушением слуха, где они проводят большую часть детства и юности.

   
   

«У нас учатся очень разные дети. Есть выпускники, которыми мы гордимся. Среди них, например, актёр театра мимики и жеста, есть несколько художников и музыкантов, программистов и других специалистов», - отметила Людмила Платунова, учитель школы-интерната.

Педагоги, психологи, медики-лаборанты, инженеры-программисты, бизнесмены, швеи, модельеры-конструкторы, рабочие разных профессий, мастера-мебельщики, токари, станочники широко профиля - это далеко не полный список профессий, которыми овладевают люди с нарушениями слуха.

Выпорхнув из родной школы, многие ребята продолжают обучение в вузах, техникумах, колледжах других городов: в кировских учебных заведениях специальные группы для ребят с нарушениями слуха практически отсутствуют.

«В Павловске наши ребята могут освоить специальность художника, художника-оформителя, учителя адаптивной физкультуры. Некоторые выпускники получают высшее образование в МГТУ им. Н.Э. Баумана, Владимирском и Казанском технических университетах, Московском педагогическом университете и других вузах. В Ульяновске и Пензе они обучаются в медучилище по специальности «лаборант-диагност». Специальности столяра, слесаря и швеи осваивают в тульском училище», - рассказала Людмила РУБЛЁВА, учитель школы-интерната.

Сложности трудоустройства

Получить специальность для людей с нарушениями слуха - это полбеды. Главная проблема - трудоустройство.

«Раньше слабослышащих людей обучали рабочим специальностям на заводах, а сейчас их принимают на работу только при наличии профессии, получить которую можно только в другом городе. Однако не все к этому готовы: почти половина учащихся школы воспитывается в неполных семьях. Одна мама не сможет обеспечить обучение ребёнка в другом городе. К примеру, два моих выпускника окончили в прошлом году школу, но у них не получилось куда-то поступить. Устроились разнорабочими. Жаль: хорошие, не обделенные интеллектом ребята не смогли пока найти себя в жизни. К сожалению, в Кирове нет учебных заведений, где бы люди с нарушениями слуха могли продолжить обучение после школы», - отмечает Платунова.

По данным областной государственной службы занятости населения, с 2013 года по сегодняшний день в области создано всего 17 специальных рабочих мест для инвалидов по слуху. Из них 7 - на одном из текстильных предприятий города Котельнича. В прошлом году на эти цели израсходовано 400 тыс. руб. из областного и федерального бюджетов на возмещение затрат работодателям. Ведь в соответствии с требованиями Минтруда РФ для слабослышащих необходимо оборудование рабочего места визуальными индикаторами, преобразующими звуковые сигналы в световые, а речевые сигналы – в текстовую бегущую строку.

Молитва без слов

В Кирове очень мало сурдопереводчиков, хотя их услуги востребованы в судах, в полиции, в налоговой, в больнице. Таких специалистов готовят за пределами нашего региона, но профессия низкооплачиваемая, поэтому и желающих получить её немного.

Зато уже несколько лет подряд в кировской Царёво-Константиновской Знаменской церкви проходят специальные богослужения для глухих и слабослышащих людей. Духовным наставником общины является священник Игорь Шиляев. Задача перед ним стоит непростая, поскольку старославянский язык Евангелия труден для перевода не только в жесты, но и в слова. О том, что верующие понимают батюшку, говорят слёзы, выступающие у них на глазах. И, кстати, благодаря дословному переводу особые верующие гораздо лучше знают чинопоследование и понимают смысл сказанных слов. А «Отче наш» и «Царю Небесный» всегда читают наизусть.