Детство и юность — время беззаботности и радости, игр и открытий. Эти воспоминания мы храним всю жизнь с теплотой и благодарностью. Однако в трудные годы взрослеют рано. Во время Великой Отечественной войны дети и подростки встали на место ушедших на фронт мужчин: стояли у станков, трудились в полях, работали на стройках. Учились ребята часто в неприспособленных зданиях, при свечах, писали в самодельных тетрадках, не всегда были силы ходить в школу. Было очень тяжело, но дети всё равно ходили в школу, дружили, играли и, как и взрослые, приближали Победу. Подробности — в материале сайта kirov.aif.ru.
Ни тетрадок, ни чернил
В Кировской области до войны жили 2 миллиона 300 тысяч человек, а в Кирове — 143 тысяч. Доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории и политических наук ВятГУ Андрей Машковцев говорит, что в областном центре в те годы детей и подростков было довольно много: 20 383 ребят до 7 лет, более 15 тысяч — от 7 до 14 лет, примерно 12,5 тысяч — от 14 до 18 лет.
«Дело в том, что рождаемость тогда была довольно высокой. При этом советская власть уделяла много внимания развитию систем и дошкольного образования, и школьного обучения, — рассказывает Андрей Машковцев. — Накануне Великой Отечественной войны в Кирове работал 41 детский сад на почти 3 тысяч малышей. 14 были муниципальными, остальные — ведомственные (от предприятий, организаций, заводов). В городе работали 35 школ, где учились 22,5 тыс. учеников. Функционировали три специализированные школы для больных детей (для глухонемых, слепых и вспомогательная). В областном центре работали два детских дома. В те годы в Кирове было семь поликлиник, из них одна детская. Также работала детская инфекционная больница на 75 мест».
Но пришла война. Киров стал одним из крупнейших центров эвакуации. В область перевозили заводы, образовательные организации, госпитали, госструктуры. Город тогда был относительно небольшим, помещений не хватало. Чтобы разместить всех прибывающих, нужны были помещения. И это не могло не отразиться на системе образования. 26 из 35 школьных зданий изъяли под другие нужды. В восемнадцати из них разместили госпитали.
«Если пройтись по улице Ленина, то можно увидеть несколько таких зданий, — поясняет историк. — Кроме госпиталей три строения передали Наркомпросу (Наркомат просвещения. — Авт.), который эвакуировали в Киров из Москвы. Пять школ отдали под общежития для эвакуированных рабочих разных предприятий. Поэтому школьных зданий осталось только девять. Это, конечно, было очень мало, и детей приходилось распределять по оставшимся зданиям. Скученность была ужасная, учились дети в три смены».
Трудностей добавляло отсутствие школьных принадлежностей, так как в годы войны выпускать их почти перестали. В стране был огромный дефицит бумаги, тетрадок. Писали на том, что находили: газетах, обрывках бумаги, между строк. Не хватало и чернил, так что дети использовали карандаши.
«До Великой Отечественной войны советская власть стремилось дать образование всем детям. И этой цели почти достигла. Но с началом войны показатели рухнули», — говорит Андрей Машковцев.
Причин тому было много: многим детям пришлось помогать своим семьям, так как отцы ушли на фронт, в холода не всегда была возможность ходить в школу просто потому, что не было тёплой одежды. Трудностей не перечесть. Ещё одна важная причина — ребята постарше начали работать. И трудились они наравне со взрослыми. С минимальной скидкой на возраст.
Дети в поле
Не хватало рабочих рук, и поэтому Наркомпрос разрешил привлекать учащихся с седьмого по десятый классы к сельхозработам. Так как в Кировскую область эвакуировали множество предприятий, ребята трудились на фабриках и заводах. На некоторых предприятиях не хватало до 40 % работников. Проблему решили, привлекая на работу местных подростков. Их направляли в знаменитые ФЗУ (фабрично-заводские училища. — Авт.), где они получали самые базовые знания рабочих специальностей. Среди учеников ФЗУ было много ребят из деревень, им порой приходилось очень тяжело.
Ещё одна острая проблема — дефицит электричества, ведь оно нужно было заводам. Предприятия были энергоёмкие, а мощностей не хватало. Поэтому до запуска в 1943 г. Кирово-Чепецкой ТЭЦ эта проблема стояла во всём жилфонде Кирова.
При этом трудились подростки ответственно и с большой отдачей. В те годы было распространено стахановское, гвардейское движения, когда бригады соревновались друг с другом, перевыполняя планы.
Немного хлеба, чуть сахара
Работали ребята, что называется, на износ: по 12-14 часов, без выходных и отпусков. Это не могло не оказать влияние на неокрепшее детское здоровье. Если прибавить к этому скудное питание, то можно представить, в каком состоянии тогда трудились подростки.
«В отличие от блокадного Ленинграда голода не было, но нормы питания были небольшими. В те годы неработающему иждивенцу полагалось 300 г хлеба в день, — объясняет Машковцев. — Работающему подростку в зависимости от тяжести труда полагалось примерно 500-800 г хлеба, но это почти всё, что было. Иногда ребята получали немного сахара для поддержания уровня глюкозы в организме. И уж совсем редко — чуть-чуть мяса».
Не хватало и элементарных средств личной гигиены. Одним из самых желанных подарков тогда был кусок обычного хозяйственного мыла. Отсутствие возможности соблюдать гигиену приводило к разным заболеваниям, в частности, был распространён педикулёз.
Проблемы со здоровьем
Большие нагрузки тоже не могли не сказаться на самочувствии ребят. Поэтому показатели здоровья детей существенно упали. Ещё до войны в стране проводили выборочные проверки состояния здоровья школьников. Например, в 1934 году хронические заболевания выявили примерно у 6-7 % школьников. Цифра, скорее всего, была занижена, так как, например, флюорографию и другие привычные сейчас анализы тогда не делали. Детально смотрели, если только школьник сам пожалуется на здоровье. Такую же проверку провели в 1944 году. Критерии не поменялись. Количество школьников, у которых выявили хронические заболевания, выросло примерно в три раза.
«Среди распространённых заболеваний было малокровие (как следствие плохого питания), туберкулёз, педикулёз. Эту проблему начали решать уже после окончания войны: здоровье детей восстанавливали в детских лагерях и санаториях», — рассказал историк.
Спасённые жизни
В военные годы в Кировскую область эвакуировали не только предприятия и организации. В регион привезли много детей из охваченных войной районов: например, из Ленинграда, Ленинградской области эвакуировали 28 тысяч детей. В общей сложности 231 учреждение —143 детских сада (17 тысяч малышей), 27 детских домов (4,5 тысяч ребят), остальные — школы-интернаты.
Среди эвакуированных в область детей был ставший позже знаменитым актёром Кирилл Лавров. Он прибыл в область с мамой, которую назначили заведующей интернатом эвакуированных детей из актёрской среды. Интернат расположился в посёлке Сорвижи Арбажского района.
Несмотря на огромные трудности, дети, как могли, помогали фронту. Учителя организовывали ребят для помощи фронтовикам: школьники собирали тёплые вещи, делали с детьми на уроках труда кисеты, поддерживали выступления детей в госпиталях. Отправляя посылки на фронт, дети чувствовали сопричастность к общему делу. Вся страна работала для общей победы. И досталась она тяжёлым трудом.