При слове «коллекторы» большинство из нас представляют крепкого мужчину угрожающей наружности, например, с паяльником в руке. От методов их работы действительно порой волосы встают дыбом. А ведь на месте должника в силу разных обстоятельств может оказаться даже человек, который не брал кредит. Как вести себя со сборщиками долгов, чтобы отстоять собственные права и сохранить нервы?
Отказаться от общения
«К вам выезжает оперативная группа, оставайтесь дома» – такое сообщение от коллекторов получила пенсионерка Валентина М. из посёлка Бор. Оказывается, дочь женщины взяла кредит в микрофинансовой организации, потом потеряла работу и не смогла вернуть долг. О финансовых проблемах родители заёмщицы даже не подозревали. Теперь Валентина боится непрошеных гостей.
Общаться с родственниками должника или другими третьими лицами взыскатели могут только при двух условиях: заёмщик дал на то своё письменное согласие и близкие не против такого общения. Но даже в таком случае родные и друзья должника в любой момент могут изменить своё решение.
«Если коллекторы пытаются попасть в ваш дом, аргументируя это необходимостью описать и изъять имущество, срочно вызывайте полицию. Попросите выйти двух соседей, которые станут свидетелями правонарушения. Требуйте у коллекторов предъявить документы, чтобы в случае их ухода до момента прибытия полиции (обычно именно так и бывает) вы смогли подать заявление в правоохранительные органы. Запомните: наложение ареста на имущество должника осуществляется судебным приставом-исполнителем. Коллекторы к этому процессу не имеют никакого отношения, – объясняет ведущий специалист-эксперт УФССП России по Кировской области Александра Жолобова. – Если коллекторы угрожают причинением вреда, убийством, необходимо незамедлительно обращаться в правоохранительные органы. Если вы предполагаете, что нарушены другие ваши права, обращайтесь в Федеральную службу судебных приставов».
Назойливые сообщения
Жительницу Кирова беспокоили назойливые сообщения от коллекторов. В общей сложности в течение недели она получила шесть сообщений с просьбой вернуть долг. Такая регулярность незаконна (ч. 1 ст. 14.57 КоАП РФ). Организацию по взиманию долгов признали виновной и назначили штраф в размере 50 тыс. руб. И подобных примеров становится всё больше.
«Коллекторы могут звонить должнику с 8.00 до 22.00 в рабочие дни и с 9.00 до 20.00 в выходные и праздничные дни. При этом звонков должно быть не больше одного в сутки, двух в неделю и восьми в месяц. Также они имеют право отправлять телеграфные, текстовые и голосовые сообщения, но не чаще двух раз в сутки, четырёх раз в неделю и 16 раз в месяц. Встречаться с заёмщиком можно не более одного раза в неделю. Все другие виды взаимодействия осуществляются только с письменного согласия», – рассказывает юрист Юлия Иголкина.
По просроченной задолженности с должником могут контактировать только два лица – кредитор либо коллектор. Поэтому юрист советует не общаться анонимно. Если звонящий не представился, уточните его должность, имя и фамилию, контактный телефон, полное наименование и адрес организации, которую он представляет. При личной встрече требуйте предъявлять документы.
Записывайте беседу на диктофон. Предупредите об этом своего собеседника. Как правило, это помогает оппоненту быть более корректным. В любом случае пресекайте попытки грубого общения, напоминайте о своем праве обратиться в правоохранительные органы в случае поступления угроз жизни и здоровью. При этом сами сохраняйте спокойствие и выдержанность, а ещё лучше платить по кредиту вовремя.
Кстати
Кировчанам, столкнувшимся с неправомерными действиями коллекторов или кредиторов, следует обращаться за помощью в Главное управление Федеральной службы судебных приставов по Кировской области по адресу: ул. Московская, 57. Либо это можно сделать по телефону кол-центра: 48-97-97.