Пропадающие препараты. Почему кировчанам не хватает льготных лекарств?

Один из самых сложных и неоднозначных вопросов здравоохранения в регионе — обеспечение кировчан льготными лекарствами. Уже по итогам 10 месяцев 2019 года прокуратура Кировской области сообщала о пяти сотнях случаев невыдачи препаратов в 32 районах: пришлось вносить 173 представления с требованием устранить нарушения, привлечь к ответственности 54 работников и направить 15 исков в суд.

   
   

Десятки льготников обращались за помощью к кировским активистам ОНФ, и тем удалось добиться выдачи лекарств ещё для 70 человек.

Что не так с системой и где слабое звено?

Десятки тысяч «отказников»

160 тысяч жителей Кировской области могут претендовать на льготы. Тенденция в том, что подавляющее большинство кировчан отказывается от них, чтобы получать материальную компенсацию. В итоге федеральной льготой (правом на выписку рецептов с оплатой лекарств из бюджета страны — Ред.) пользуется от 26 тыс. до 30 тыс. граждан. За прошлый год на эти цели из российской казны регион получил 404 млн рублей.

Региональная же льгота даётся лишь на некоторые категории препаратов: лекарства от астмы, эпилепсии, рака, глаукомы, катаракты. Плюсом власти обеспечивают и 110 пациентов с редкими заболеваниями, стоимость рецепта на лекарства по которым в среднем составляет 64 тыс. рублей.

Но если масштаб обеспечения кировчан льготными препаратами действительно столь велик, то почему минздраву то и дело приходится открещиваться от очередных случаев с нехваткой лекарств?

«Проблемы есть, — комментирует замминистра здравоохранения Кировской области Екатерина Видякина. — Частично они вызваны длительной перерегистрацией препаратов производителями, особенно в случаях с незаменимыми лекарствами, не имеющими широкой линейки аналогов. К счастью, у нас была крупная закупка, и регион в целом не пострадал. А бывают и проблемы с некомпетентностью наших коллег. Мы больше года ведём прямую линию минздрава по четвергам, и практически всегда есть вопросы к трактовке законов: кто, чем и как должен обеспечиваться».

   
   

Снижение смертности

С февраля 2019 года в регионе запустили проект по лекарственному возмещению. Что-то подобное уже было в 2013 году, но тогда называлось «лекарственным страхованием» и распространялось на 11 районов. А новый проект охватил уже 22 муниципальных образования — те, в которых отмечается высокая смертность, особенно из-за болезней сердца и сосудов.

Идея проекта заключена в поддержке граждан, годами пользующихся одним и тем же лекарством, которое помогает им лучше других. По старой региональной льготе порой привычный препарат просто нельзя получить. А по новому проекту человек покупает нужное лекарство с компенсацией около 45% из областного бюджета. Примечательно, что с каждым месяцем льготники берут всё больше недешёвых препаратов.

«Это полностью наша, местная инициатива, держащаяся на региональном финансировании, — поясняет Екатерина Видякина. — Право на льготу даётся пациентам, состоящим под диспансерным наблюдением по гипертонической, ишемической болезни, стенокардии и их сочетаниям».

За 11 месяцев 2019 года в проекте участвовали свыше 25 тыс. кировчан: им выписали свыше 400 тыс. упаковок лекарств по 132 тыс. рецептов, на что ушло 42 млн рублей.

И результат есть! Смертность от заболеваний сердца и сосудов в районах, где запущен проект, снизилась в среднем на 25%! К тому же, в этих муниципальных образованиях стали заметно реже вызывать экипажи скорой помощи.

Новый «пилот»

С 2020 года Кировская область вошла в пилотный проект по льготному лекарственному обеспечению пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Суть «пилота» в том, чтобы в течение года выдавать препараты по льготе гражданам, перенесшим инфаркт, инсульт или специфические операции на сердце. Раньше такого права после операции попросту не было, а пациенты с инфарктами получали такую помощь лишь в течение полугода.

Примечательно, что в программу попали далеко не все регионы, а те, что вошли, получают неодинаковые суммы из бюджета РФ. Так, на Санкт-Петербург выделено всего 90 млн рублей, а на наш регион — 158 млн рублей. В областном минздраве считают, что это своего рода бонус за то, какая работа уже была проведена.

«Это проект федерального минздрава, — подчеркнула замминистра. — Речь идёт о том, чтобы проект работал ближайшие три года, а его дальнейшее действие будет напрямую зависеть от реальных результатов».

Что за льготы?

Во всём есть свои особенности. Региональная льгота даёт бесплатные лекарства, но пациент не может сам выбирать препарат — получает то, что закуплено на торгах. По областному проекту лекарственного возмещения льготник идёт с рецептом в аптеку и выбирает один из предлагаемых препаратов, которые можно купить со скидкой. По новому федеральному проекту рецепт позволяет взять один препарат бесплатно, а остальные — по сниженной цене.
«В Неме был случай, — рассказывает Екатерина Видякина. — В аптеку пришла женщина с правом на региональную и федеральную льготы, а также имеющая право на участие в проекте по лекарственному возмещению. В итоге она ничего не взяла — ушла домой, советоваться с родными, какую льготу использовать».

Что делать, если препаратов нет в продаже?

Если лекарства, положенного вам по льготе, нет в аптеке, то её сотрудники должны поставить рецепт на отсроченное обслуживание. По закону у них будет 10 дней на завоз препарата. Заявка уходит на аптечный склад; если же лекарства нет и там, ситуацию будут контролировать лично работники минздрава.

В каждой поликлинике сейчас есть аптечный пункт. Самое удобное для пациента — получить рецепт и сразу подойти в этот пункт. Если препарата там нет, его поставят на «отсрочку». Если же он нужен срочно, то участковый терапевт в специальном электронном сервисе отследит, в каких ближайших аптеках есть это лекарство или его равнозначные аналоги.