Две недели назад молодая кировчанка, отказавшаяся от услуг медицинских учреждений, родила ребёнка дома.
Не родившийся
Это были первые роды в её жизни, но в решающий момент рядом почему-то никого не оказалось – ни супруга, ни других родственников. Малыш был крупным – более 4 кг – и врачи женской консультации предупреждали женщину о возможных осложнениях. Ей предлагали на выбор - рожать либо в перинатальном центре, либо в Северной больнице. Однако будущая мать, которая, кстати, всю беременность наблюдалась в поликлинике, сдавала анализы, делала УЗИ, видимо, решила, что справиться самостоятельно. Не справилась. Ребёнок застрял в родовых путях и задохнулся. Ему не хватило нескольких сантиметров, чтобы появиться на белый свет, но помочь было некому. Возможно, женщина была без сознания, возможно, ей не хватило сил, чтобы вытолкнуть малыша наружу, и, когда её муж, наконец, примчался домой и вызвал «скорую», врачам оставалось только констатировать смерть младенца.
Нетрудно представить себе психологическое состояние женщины. Гораздо сложнее понять мотивы её поступка. Что двигало ею, когда она принимала решение рожать дома – увлечение новомодными идеями, желание сделать процесс максимально естественным или просто непонимание того, чем всё это может обернуться? Обернулось трагедией, о которой эта семья вряд ли сможет когда-нибудь забыть.
Исход непредсказуем
В Минздраве Кировской области обеспокоены складывающейся ситуацией: в прошлом году было зафиксировано 10 случаев домашних родов, в этом – уже 5. Причём рожают, как говорится, «из принципа».
«Роды проходят с осложнениями, и после них женщины всё равно обращаются за медицинской помощью. Были случаи, когда их привозили с массивными кровотечениями, в тяжёлом состоянии, когда они теряли сознание прямо на улице. За жизнь таких рожениц приходилось бороться, - рассказывает Мария Савинова, начальник отдела по развитию медицинской помощи детям и службы родовспоможения министерства здравоохранения Кировской области. – Бывали и травмы родовых путей, требующие хирургического вмешательства, и ситуации, когда приходилось удалять матку. То есть женщина на всю жизнь остаётся инвалидом и никогда не сможет иметь детей».
Марии Владимировне довелось общаться с кировчанкой, решившей рожать на дому, а потом едва не погибшей от кровотечения: «Чётко сформулировать, что именно побудило её так поступить, она не смогла».
В плену мифов
Тем, кто на дух не переносит казённые учреждения, и наслушался мифов о роддомах, хочется сказать, что система родовспоможения претерпела значительные изменения за последние годы.
Никто не разлучает женщину с ребёнком – как только он появляется на свет, младенца кладут на живот матери, а затем прикладывают к груди. Мама и малыш постоянно находятся вместе. Новорождённых не пеленают, как раньше – их сразу одевают в ползунки и распашонки, чтобы ребёнок двигался, а его лёгкие дышали в полную силу. Это профилактика и респираторных заболеваний, и синдрома внезапной младенческой смертности. Всё направлено на то, чтобы условия были максимально приближены к домашним.
Однако в соцсетях найдётся немало страшилок об инфекциях в роддомах.
«У нас проводится жёсткий лабораторный контроль всех родильных отделений, - говорит Савинова. – Специалисты Роспотребнадзора постоянно берут не только пробы воздуха, но и смывы с рук персонала. И говорить о том, что ребёнок подхватит в роддоме какую-то болячку, по меньшей мере, безосновательно».
Плацента в кастрюле
В последнее время наметилась ещё одна тенденция, которую, кроме как дикостью, и назвать сложно. Скорая помощь приезжает на вызов, когда после родов прошли не одни сутки, а ребёнок всё ещё не отделён от плаценты.
«Она лежит в кастрюле, к младенцу тянется пуповина, и люди не понимают, что, пока не произойдёт тромбирование сосудов плаценты, ребёнок «вытекает» в эту кастрюлю! - возмущается Мария Владимировна. – Они обрекают новорождённого на тяжелейшую анемию. Послед никогда не отпадёт сам – он загниёт, потому что кровь является питательной средой для микробов, начнётся воспаление, и всё это попадёт сразу к малышу. И родителей приходится уговаривать, чтобы они согласились сделать всё, как нужно».
Если роды произошли на дому, оценить состояние младенца «на глаз» невозможно: многие патологии, например, врождённый порок сердца обнаруживается лишь при специальном обследовании. А если у ребёнка кислородное голодание или проблемы с дыханием? Уверена ли мать, что он абсолютно здоров?
Рожали же в поле
Ссылки на крестьянок, рожавших на лоне природы, хороши, пожалуй, для самых наивных. Во-первых, те были явно здоровее современных женщин. Во-вторых, нет никакой статистики о том, сколько этих самых крестьянок и их детей гибли при родах. А в том, что подобное случалось, сомнений нет: даже в XXI веке при достаточно высоком уровне медицины роды могут закончиться смертью матери или ребёнка, или обоих.
Откуда же берутся в головах наших женщин мысли о том, что рожать лучше дома? Оказывается, этому посвятили свои труды немало авторов – как российских, так и зарубежных. И пишут они весьма убедительно, но есть одно «но»: все мы разные, и то, что подходит одной, абсолютно противопоказано другим. Известно же, что вторые, третьи и последующие роды проходят куда легче первых: иногда женщина даже не успевает доехать до роддома.
В соцсетях можно найти подобные откровения: «После моих домашних родов я открыла для себя счастье истинного материнства. Мне хотелось кричать на весь мир: чтобы дети рождались здоровыми и счастливыми, их надо рожать дома. Дома никто не стимулирует роды, не ускоряет процесс, не колет окситоцин, не навязывает эпидуралку, не делает эпизиотомию, не выдавливает малыша, не перерезает пуповину в момент рождения».
«Сейчас без добровольного информированного согласия никакие манипуляции ни с женщиной, ни тем более с ребёнком не проводятся», - поясняет Мария Савинова.
Так о каком принуждении идёт речь?
Кировское интернет-сообщество, посвящённое родам на дому, не действует. Есть мнение, что идею пропагандирует семейный клуб «Смородина». На его странице действительно опубликованы советы юриста тем, кто рожал дома и к кому нагрянули проверяющие из разных служб, но другой информации на тему нет.
«В клубе есть мамочки, имеющие подобный опыт, - рассказала Надежда Чибисова, руководитель клуба «Смородина», - но это не предполагает никакой пропаганды. Я вообще сомневаюсь, что кто-то из женщин готов это обсуждать. Мы – за приватность информации и свободу выбора каждого».
А если за деньги?
Решившись во что бы то ни стало рожать дома, может ли женщина пригласить врача или акушерку, заплатив им за сопровождение родов? Только в том случае, если они имеют лицензию на оказание именно таких услуг в рамках частной практики. Иначе это противозаконно.
«Насколько мне известно, в нашей области ни один здравомыслящий врач, работающий в акушерстве и гинекологии, никогда не пойдёт на такие роды, даже из частного медцентра, - уверена Савинова, - потому что риск столкнуться с осложнением и не справиться с ним в домашних условиях, достаточно высок. И практикующие врачи прекрасно понимают: ничего экстремальнее акушерства нет. Женщина может войти в родовую в нормальном состоянии, а через 20 минут быть уже в коме. Или потерять весь объём циркулирующей крови – 4 литра – из матки за 10 минут. Кровотечение сложно остановить даже в условиях стационара».
В общем, стоит ли рисковать? Цена за «самодеятельность» может оказаться слишком высокой.