10 из 10. Кировчанка спасла жизнь мальчику, став донором костного мозга

В нужный срок Анна сдала стволовые клетки периферической крови, заготовленный материал оперативно доставили в Москву © / НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина

Кировчанка Анна Гараева 12 лет назад вступила в Федеральный регистр доноров костного мозга. Через 10 лет её стволовые клетки помогли вылечиться маленькому Максиму из Ставрополя. Для ребёнка пересадка костного мозга была единственной надеждой на выздоровление. Недавно Анна, Максим и его мама встретились в Москве, в онкологическом центре им. Н. Н. Блохина.

   
   

Счёт на дни

В 2012 г. Анна вместе с подругой решили стать донорами, но из-за низкого гемоглобина девушке отказали в донорстве крови.

«Мне предложили вступить в регистр доноров костного мозга. Честно говоря, тогда я не очень поняла, что это такое, но согласилась, – рассказала Анна. – Меня предупредили, что вероятность совпадения с другим человеком крайне низкая и, возможно, донорство никогда не понадобится. Через 10 лет раздался звонок. Врач сообщил, что есть совпадение моего генотипа с пациентом онкоцентра им. Н. Н. Блохина. Я знала, что пересадка моего костного мозга может спасти тяжелобольного ребёнка, счёт жизни которого шёл уже на дни. Конечно, я согласилась помочь. После проведения дополнительных обследований было установлено биологическое совпадение с мальчиком – 10 из 10».

Мама мальчика позже, уже при встрече, рассказала Анне, что во время подготовки к операции произошла нештатная ситуация, поэтому операцию пришлось чуть отложить. В это же время Анна проходила полное медицинское обследование, чтобы исключить риски как для своего здоровья, так и для здоровья мальчика. В нужный срок Анна сдала стволовые клетки периферической крови, заготовленный материал оперативно доставили в Москву.

Через два года после трансплантации донор и реципиент имеют право увидеть друг друга при обоюдном желании. И такое желание возникло. Анне позвонили из НИИ детской онкологии и гематологии НМИЦ онкологии им. Н. Н. Блохина и пригласили познакомиться с мальчиком, чью жизнь она спасла. Встреча прошла очень трогательно.

«Ксения, мама Максима, рассказала мне, что два года назад зимой сын простыл. Когда сдали кровь, то выяснилось, что у него тяжёлое и редкое онкологическое заболевание – миелодиспластический синдром (злокачественное заболевание крови). Диагноз стал громом среди ясного неба. Лечения медикаментами на сегодня нет, только пересадка. А донора найти не так просто, – рассказала Анна. – Родители в качестве доноров не подходили. А у нас с Максимом совпадение оказалось полным. Это для неродственных доноров огромная редкость. Во время всего периода подготовки мама каждый день переживала, что я могу передумать».

Мама Максима рассказала, что два года назад зимой сын простыл. Когда сдали кровь, то выяснилось, что у него тяжёлое и редкое онкологическое заболевание Фото: НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина

Нередко говорят, что после пересадки стволовых клеток у пациента могут поменяться вкусовые предпочтения, даже черты характера. Максим, например, перестал есть рыбу, теперь не любит шашлыки и т.д. Анна смеётся, что сразу узнала в этом себя.

   
   

Вступить в регистр

Заместитель директора по вопросам донорства костного мозга и гемопоэтических стволовых клеток Мария Логинова рассказала, что Кировский НИИ гематологии и переливания крови ФМБА России, являясь администратором Федерального регистра доноров костного мозга, ведёт активную работу по расширению пула российских доноров.

«Из медучреждений (преимущественно станций переливаний, центров крови и др.) в лабораторию поступают образцы биологического материала, которые мы типируем. Генотипы заносим в единую информационную базу Федерального регистра доноров костного мозга, – пояснила Мария Логинова. – Результатом типирования является буквенно-цифровой код. Когда пациенту нужна пересадка костного мозга, то ведётся автоматический поиск совместимых доноров. В случае, если совпадения найдены, то сотрудники Федерального регистра связываются с донором. Важно убедиться, что он хочет помочь, здоров и не имеет противопоказаний к донации клеток. Затем типирование проводится ещё раз, чтобы убедиться, что мы нашли данные того самого донора. Если всё хорошо, то и донора, и пациента готовят к донации. У пациента с помощью высокодозной химиотерапии уничтожают его собственную систему кроветворения, его неправильно работающий костный мозг».

В 95 % случаев донация стволовых клеток проходит так: кровь донора поступает в аппарат, где отделяются нужные стволовые клетки, а кровь уже без этих клеток возвращается донору через вену другой руки. Процедура напоминает сдачу тромбоцитов или плазмы и занимает примерно пять часов. В это время можно смотреть телевизор, читать, спать, слушать музыку, общаться по телефону с родными и близкими. Гораздо реже (примерно в 5 % случаев) клеточный материал берут из тазовой кости под общим наркозом (метод эксфузии). Забор костного мозга длится примерно 40 минут. Такая процедура, по словам специалистов, совершенно безопасна для доноров. Способ забора клеток по согласованию с донором определяет врач.

Заготовленный донорский материал из центра заготовки специальными курьерами отвозят в клиники различных городов – Санкт-Петербурга, Москвы, Екатеринбурга, туда, где его так ждут пациенты. В Федеральном регистре сейчас – более 400 тысяч записей о донорах, и это количество необходимо увеличивать.

Как вступить в регистр

Чтобы вступить в Федеральный регистр, нужно всего лишь сдать образец крови 4 мл. В Кирове это можно сделать в Кировском НИИ гематологии и переливания крови (Красноармейская, 70) в будни с 8.00 до 14.00.