Андрей Петрухин — в прошлом военнослужащий, сейчас — директор социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Вятушка».
В новой должности он год, но прекрасно знает, как сделать жизнь детей, попавших в сложную жизненную ситуацию, счастливее и безопаснее, как помочь им взглянуть на мир другими глазами: полными не слёз, а искорок счастья.
Произвол судьбы
Юлия Ивакина, АиФ-Киров: Андрей Викторович, расскажите о вашем центре. Дети из каких семей к вам поступают?
Андрей Петрухин: Кировское областное государственное казённое учреждение социального обслуживания в формате «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» существует с 1997 г., в 2012 г. он получил собственное имя «Вятушка». Учредителем центра является министерство социального развития Кировский области.
Работа учреждения направлена на профилактику безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, также мы обеспечиваем временное проживание и социальную помощь детям в возрасте от 3 до 18 лет, которые оказались в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении. Большая часть несовершеннолетних - около 80% - поступает к нам из социально неблагополучных семей. Среди них немало тех, кто подвергся физическому насилию, бродяжничает, воспитывается в неполных семьях. Причём поступают они не только из Кировской области, но и из соседних регионов.
- Как долго дети обычно находятся в центре? Какую помощь им оказывают?
- Как правило, в течение трёх месяцев, пока идёт процесс реабилитации, направленный на восстановление социальных способностей ребёнка, но бывают и исключения. Двое ребят - брат с сестрой - прожили у нас полтора года. Их отец находился в местах лишения свободы, а маме некогда было заниматься воспитанием детей. В результате они были забыты и забиты, бродяжничали. Когда девочка только к нам поступила, она была как «колючка»: ни с кем не разговаривала. Не прошло и трёх недель, как ребёнок начал общаться, а спустя полгода она в качестве ведущей участвовала в праздничных мероприятиях.
При поступлении в наш центр дети проходят полный курс реабилитации. Специалисты центра помогают восстановить их социальный статус.
Мы стараемся максимально приблизить жизнь в центре к домашним условиям. У нас есть комнаты отдыха, игровые и учебные классы. Стараемся использовать для обучения и реабилитации детей современные технологии. В центре есть красиво оборудованная сенсорная комната. Наше учреждение, благодаря активной помощи со стороны уполномоченного по правам ребёнка Владимира Шабардина, единственное в области приступило к реализации проекта «Зелёная комната» - зеркало Гезелла. По мнению наших психологов, она позволит наблюдать за поведением детей в непроизвольной обстановке, чтобы лучше их понять и скорее помочь.
Большая семья
- Ваш центр работает по принципу одной большой семьи. Как распределяются в ней роли?
- Штатный персонал центра - 89 человек. Директор для детей как папа. Воспитателей ребята называют не по имени и отчеству, а просто «классная мама». Она для них и классный руководитель и мама — на сутки. В группах есть и младший воспитатель.
В штате есть врач-педиатр и психотерапевт. Известно, что состояние здоровья детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, оставляет желать лучшего, поэтому наши медицинские работники проводят большую оздоровительную и профилактическую работу, направленную на формирование здорового образа жизни. Благодаря их усилиям, в центре удалось избежать эпидемии по гриппу.
В нашем центре пятиразовое питание. Повара готовят вкусно и разнообразно, а трижды в неделю балуют ребятишек свежей выпечкой.
- Куда направляются дети после окончания реабилитации?
- По окончании реабилитации органы опеки принимают решение: может ли ребёнок вернуться в кровную семью. Зачастую вопрос решается положительно, если он из благополучной семьи, если родители восстановили жильё, устроились на работу или наладили отношения между собой. Реабилитация - сложный процесс, в котором участвуют органы опеки и попечительства, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, центр помощи семье и детям, полиция. Естественно, параллельно с реабилитацией детей мы ведём работу с родителями. И всегда искренне радуемся, если смогли вернуть воспитанника в родную семью. К сожалению, бывают случаи, когда приходится отправить ребёнка в детдом.
Московский Маугли
- Много детей прошло реабилитацию в вашем центре? Могли бы привести примеры наиболее шокирующих случаев, которые удивили даже бывалых воспитателей?
- Только в прошлом году через центр прошло 750 детей. Представляете, какой опыт накапливается у людей, которые здесь работают! Что касается историй, каждая неповторима, как и судьбы детей.
В начале 2016 г. к нам по заявлению мамы поступил четырёхлетний мальчик. Они приехали из Москвы. Жилья у них не было, мама перебивалась временными заработками. Ребёнок не говорил, спать ложился под кровать, не знал, что такое нормальная пища. Он ел только хлеб, всё остальное просто отторгал. Прежде чем его покормить, воспитатели ему рассказывали, что такое: котлета, творог, вермишель... Между собой воспитатели его звали «Маугли». Мальчик прошёл в нашем центре полный медосмотр, мы научили его спать, как положено — на кроватке, он начал кушать. Мы нашли его папу. Он приехал и забрал ребёнка и его маму. К счастью, такие случаи - редкость.
- Эти случаи, скорее, единичны, но бывают. Как-то к нам поступила девочка из обеспеченной семьи. Мама воспитывает дочь одна, занимается бизнесом, их семья ни в чём не нуждается, но девочке не хватало внимания и общения.
Иногда родители слишком увлекаются финансовой стороной вопроса: стараются как можно больше заработать, чтобы обеспечить ребёнка, не задумываясь о том, что для него важно не только это. Дети нуждаются в заботе, внимании и общении, чего им порой не хватает в родных семьях.
- Как сотрудникам центра удаётся уделять внимание всем воспитанникам?
- Во-первых, с ними ежедневно общаются не только воспитатели, но и другие специалисты центра. Психологи, социальные педагоги, специалисты по социальной работе всё своё умение и навыки направляют на работу с детьми. За 9 месяцев дети более 120 раз выезжали в город: в цирк, на выставки, экскурсии, в театры и на концерты, их приглашали в «Юркин парк». Нередко и к нам приезжают с концертами музыкальные и фольклорные школы.
- Ваш центр нуждается в помощи?
- Во многом центру помогают спонсоры и просто неравнодушные люди: одни приносят одежду и обувь, другие — канцтовары и подарки к праздникам, третьи помогают со специалистами и услугами, например, по ремонту. Пользуясь случаем, хотелось бы сказать слова благодарности Суслову Антону Валерьевичу, Силову Илье Борисовичу, Курагиной Светлане Александровне, Воронову Роману Евгеньевичу. Это одни из многих, которые помогают центру. Есть люди, которые готовы просто дарить радость. Многие понимают, что у детей должны остаться светлые и радостные воспоминания о детстве. Если у организаций есть возможность чем-то нам помочь, мы всегда рады.
Вместо букетов - игрушки
-Бывают случаи, когда спустя годы уже взрослые ребята возвращаются в центр, благодарят?
- Да, конечно. В прошлом году наши воспитанники сыграли свадьбу. Приехали в наш центр с гостями, пригласили своих друзей и попросили их вместо цветов подарить им детские игрушки. Молодожёны привезли детям подарки, провели концертную программу. Свадьба проходила летом, торжество получилось красивым и весёлым.
Иногда к нам приходят уже взрослые воспитанницы центра, которые стали жёнами и мамами, рассказывают, что сумели добиться успеха в жизни и создать крепкие семьи. Для нас это как бальзам на рану: мы рады, что поставили этих детей на правильные рельсы, что у них всё в жизни получилось.