Кировским детским садам не хватает логопедов. Такие специалисты, особенно в районах области – большая редкость.
Что же делать родителям, чьи дети испытывают трудности с речью?
Один на всех
«На сегодня в городе нет ни одного логопеда, и это, на мой взгляд, серьёзная проблема. Нет штатного специалиста и в нашем учреждении, поэтому ставим речь детей самостоятельно. Проводим с ними занятия по работе над звуковым составом слова и развиваем устную речь малышей», - сообщила заведующая детского сада №14 города Лузы Елена Мелентьева.
На сегодня в базе вакансий областной службы занятости населения четыре вакансии логопеда, из них две вакансии в Кирове и две в Оричевском районе: в посёлке Мирный и в селе Истобенск. Среди безработных граждан с профессией «Логопед» на учёте состоят два человека, по одному в Нолинске и в Слободском, - сообщили в Управлении государственной службы занятости населения Кировской области.
Не по карману
В одном из детсадов г. Слободского сообщили, что у них нет штатного логопеда. Занятия с детьми, имеющими нарушения речи, проводит частный логопед на платной основе. Однако такие услуги не всем родителям по карману. Стоимость одного часа занятий с логопедом в г. Кирове составляет в среднем от 450 рублей.
«Воспитанников с нарушениями речи на сегодня много, раньше было меньше. Одна из причин, на мой взгляд, в том, что родители стали меньше общаться со своими детьми. На смену простому человеческому общению пришли сотовые телефоны и стали главной игрушкой детей», - считает специалист по кадрам детсада «Светлячок» в посёлке Мирный Любовь Пищулина.
Воспитанникам детского сада «Чебурашка» посёлка Октябрьский Мурашинского района повезло больше: логопед в штате есть, правда трудится он на полставки. Получается, что на всех детей с нарушениями речи ему просто-напросто не хватит времени и сил.
Сам себе логопед
«Проблемы с речью у детей сегодня – частое явление. В Кирове развита сеть логопедической помощи, правда, уровень подготовки специалистов разный. В детсадах города на логопунктах есть свои логопеды, но они работают в основном с детьми старших групп перед поступлением в школу. С малышами почти никто не занимается. Причём для каждой возрастной группы характерны свои проблемы. Иногда они легко и быстро устранимы, иногда требуют серьёзного подхода и даже лечения, если речь идёт о дизартрие, алалие, ринолалие, - сообщила логопед кировского центра коррекции и развития Тамара Шабалина. - К примеру, алалия – глубокое недоразвитие или полное отсутствие речи. При этом нарушении отмечается позднее появление речевых реакций, бедность словарного запаса, нарушение звукопроизношения и так далее. Это речевое нарушение требует многолетнего системного воздействия. При этом не каждый логопед хочет и знает, как работать с такими нарушениями речи детей».
По мнению логопедов, результативность зависит не только от работы специалиста, но и от участия окружающих ребёнка людей.
«Важную роль в формировании правильной речи детей играют родители, которые должны систематически закреплять полученные навыки. Иногда, видя незначительное продвижение, они отчаиваются и прекращают занятия с логопедом. Никогда не стоит опускать руки и бояться неоправданных затрат. Поверьте, они того стоят, особенно если это касается серьёзных нарушений речи ребёнка», - заверила Тамара Шабалина.