Наше общество никак не может определиться в своём отношении к инвалидам. У большинства они вызывают жалость, немногих побуждают к действиям. И лишь единицы понимают: люди с ограниченными возможностями нуждаются не только в сочувствии и не столько в деньгах. Главное - чтобы от них не отгораживались стеной недоверия и непонимания.
Через барьеры
Сейчас сложно сформулировать, откуда взялась идея – она как будто витала в воздухе. Хореограф Ирина Брежнева работает в технике контактной импровизации, основанной, по сути, на доверии к партнёру. Почему бы не перенести это ощущение со сцены в жизнь? И не только участникам спектакля, но и тем, кто сидит в зрительном зале.
С другой стороны – её друзья постоянно участвуют в благотворительных ярмарках для поддержки слабовидящих детей, и о проблемах, с которыми сталкиваются эти ребята, она знает. А знают ли другие?
Сценарий был написан практически за одну ночь. Воплотить его в жизнь помог грант Министерства культуры РФ, выделенный в рамках проекта «Театр + общество».
Почти год до премьеры Ирина занималась с юными актёрами – участниками танцевального коллектива «Сюрприз» и детьми с ограниченными возможностями.
«Они очень легко шли на контакт. У них сто миллионов вопросов, и нет проблем с тем, как заговорить, как подойти, - поделилась Ирина. - И мы – аж до пота в ладонях – переживали: как будем работать? Потому что даже обычное слово «смотри» по отношению к ним звучит, согласитесь, странно. Но оказалось, дети употребляют его точно так же, как и мы. Ущербные не они, а мы».
Слепые сердцем
Слабовидящие детки очень аккуратны в движениях, если не сказать, зажаты: по сути, они живут на расстоянии вытянутой руки. Она словно мостик в другой мир – мир зрячих. Нельзя обмануть их доверие, оттолкнуть эту руку, не подать её, когда будет нужно. И на взрослых лежала громадная ответственность: одно неверное движение - и ребёнок напуган, хрупкое равновесие нарушено.
Один из самых драматических моментов, когда дети один за другим начинают валиться на сцену, взрослый мечется между ними, стараясь подхватить каждого и не дать ему упасть, а ритм падений всё ускоряется.
«Важно, чтобы взрослый оказался рядом с ребёнком, когда тому это необходимо, - отмечает Ирина, - чтобы он почувствовал, что любим, защищён, что ему есть на кого положиться в любую минуту. Но ребёнку важно проживать разные моменты самостоятельно и идти дальше».
Дети, участники спектакля, в какой-то момент натягивают на глаза шапочки как символ того, что обычное зрение не так уж и важно - надо видеть сердцем. Но «нормальным» людям мешают внутренние шоры.
Они – не инопланетяне
Спектакль занял своё место в репертуаре в театре, но что дальше?
«Девочки очень ждут продолжения, звонят, спрашивают, когда соберёмся. Пока не получается, - признаётся Ирина. – Я не готова к чему-то подобному. Были люди, которые шли за мной и за идеей, но взять инициативу в свои руки… Это очень показательно для нашего общества: мы посочувствуем, покиваем, можем даже поплакать, но дальше дело не пойдёт».
Желающих подхватить эстафету не нашлось. После премьеры к Ирине подошёл лишь один человек, предприниматель, и предложил свою помощь. И всё же для семей, которые участвовали в проекте, он стал совершенно новым этапом в их жизни.
«У Ани была мечта выступать в спектаклях ещё задолго до проекта, - рассказала Светлана Соболева. – С учётом того, насколько дочка подвижна и говорлива, я сомневалась, получится ли у неё услышать и довериться взрослым, но, по-моему, её артистизм Ирина направила в нужное русло, и это придало Анюте ещё больше уверенности в том, что индивидуальна и необычна. Хочется, чтобы ребяток с ограничениями чаще задействовали - они чувствуют, что никому не нужны. Даже мамы считают: ребёнок-инвалид – это приговор. Как можно так думать о своём ребёнке и не стремится к тому, чтобы ему было проще жить в обществе? Ведь общество не принимает таких детей и смотрит как на «инопланетян». Очень нужны занятия по типу «мать и дитя», чтобы родители поверили: их ребёнок может многое, он просто необычен. И не жалели себя».
Смотрите также:
- На одном языке. Как детский театр дает веру в чудо и учит импровизировать →
- Ни имен, ни лиц. Как работают сотрудники телефона доверия →
- Рисуем осень →