На одном языке. Как детский театр дает веру в чудо и учит импровизировать

Елена Копосова / Из личного архива

Герой оскароносного фильма сказал: «Театра скоро не будет, одно сплошное телевидение». Прошло 40 лет после фильма, но театр жив. О детском театре и о детях, которые предпочли этот вид искусства, мы поговорили с руководителем студии «Миниатюра» Еленой Копосовой.

   
   

Вера в чудо

Петр Максимов, «АиФ-Киров»: Елена Витальевна, задам сразу «глобальный» вопрос. Скажите, зачем детям театр?

Елена Копосова: Он необходим для того, чтобы ребенок верил в чудо и сказку. Он развивает, воспитывает и может дать ребенку все, что развивает его эмоциональную сторону.

Елена уверена, что театр зажигает в детях веру в чудо. Фото: Из личного архива/ Елена Копосова

- На ваш взгляд, во сколько лет можно знакомить свое чадо с театром?

- Думаю, что в два года вполне можно. Начинать, конечно, лучше с кукольного театра. Это должен быть спектакль с простым сюжетом. И обязательно обсудите с малышом, что он понял, что он видел.

- А когда стоит ребенка вести заниматься в театральную студию, когда его выводить на сцену?

- Все чаще к нам ведут и четырехлетних детишек. Буду откровенной, не всегда это на пользу. Мне кажется, что лучше приводить в студию после пяти лет: дети становятся более восприимчивыми, им проще объяснить, что же мы от них хотим. Плюс в этом возрасте мы можем говорить на одном языке.

   
   

При этом мы не ставим конкретных возрастных ограничений. Семилеткам мы помогаем раскрыть все их таланты и просто даем радоваться, подросткам в 11-12 необходимо себя проявлять, почувствовать себя лидером, и мы в этом им помогаем. Бывает, и 14-летние приходят. Им нужно дать понять, что они замечательные, у них много способностей. Многие приходят зажатыми и стеснительными, но после того, как мы начинаем работать, все это улетучивается.

- Наверное, каждый родитель ваших «воспитанников» мечтает о том, чтобы их чадо стало знаменитым артистом. Вы, конечно же, понимаете, что это один шанс из миллиона. И все-таки, чем полезна театральная студия?

- Обычная школа – это знания, спортивные секции – это физическое развитие, театральная студия – это эмоции. А эмоции – это праздник. Мы делаем внутренний мир ребенка более богатым, учим его воображать, фантазировать, импровизировать.

Дети – как пластилин. Берешь этот пластилин и начинаешь лепить из него что-то прекрасное. А потом мы, преподаватели, радуемся: «Какой ты замечательный, какой ты молодец!»

- Вы показываете свои мюзиклы и другим детям. А удерживать внимание детей очень сложно. Как вам это удается?

- На самом деле секрет прост: детям должно быть интересно. Постановка должна быть яркая и нести смысл. Разумеется, на сцене должны быть хорошие актеры.  Иначе зритель не  поверит в то, что мы хотим донести.

В ребенка надо верить

- «Миниатюра» - коллектив с историей, вам скоро исполнится 10 лет. А как все начиналось?

- 10 лет назад пришла в детскую филармонию и предложила: «Давайте я создам детскую театральную студию». У них даже вакансии такой не было, но в меня поверили. Я стала приглашать в тогда еще безымянную студию ребят из разных школ, они приводили своих друзей – так собирался первый коллектив, всего 11 человек. Появилось имя – «Миниатюра» которое за эти годы стало родным. Мы показывали короткие сценки, выступали в качестве ведущих.

Мы делаем внутренний мир ребенка более богатым, учим его воображать, фантазировать, импровизировать.

Коллектив постепенно рос, а я все время думала, что надо искать что-то свое. Такое, чего не было в городе. Мы придумали киножурнал в стиле «Ералаш» - проект, которым горжусь. А затем  решила поставить мюзикл. Первый опыт стал удачным: с первым же спектаклем мы не только имели успех в городе, но и победили на театральном фестивале в Сызрани.

Потом появились другие мюзиклы и сейчас в репертуаре нашего театра уже несколько спектаклей, в том числе, и драматический.

- Можно о нем немного подробнее?

- Мы с ребятами поставили спектакль «А зори здесь тихие», который очень берет за живое. Наши артистки – 13-14-летние девчонки – сумели очень правильно вжиться в роли. Им удалось передать весь драматизм спектакля.  Нас хвалили на конкурсах, говорили: «Вы очень рисковали, когда брали этот спектакль, мы же могли вас в пух и прах разнести. Но в итоге вы победили!».

- А недавно некоторые участники сменили театральную сцену на съемочную площадку…

- Участие в съемках художественного фильма «Временные трудности» стало настоящим событием для нашего коллектива. Фильм о мальчике с ДЦП. Для фильма нужны были одноклассники, соседи, хулиганы и т.д. Организаторы обратились с призывом в кировские студии. И каким-то чудом и волшебством практически все дети, которых мы предложили, прошли кастинг и стали киноактерами. Для нас это просто огромный опыт! Я горда и рада за ребятишек. Сейчас мы с нетерпением ждем премьеры.

- Задам вопрос, наверняка волнующий родителей, которые хотят привести к вам своих детей: «Как понять, что у моего сына или дочки хватает таланта, чтобы к вам попасть? Сюда же только талантливых берут…»

- Это совсем не так. Наша задача не только «дать дорогу талантливым», но и научить тех, кто на старте ничего не умеет. Я совершенно уверена: каждый ребенок талантлив, надо только помочь этому таланту раскрыться. И я не понимаю родителей, которые говорят: «Он у меня какой-то никакой, у него не получается…» В ребенка надо верить всегда!

- А что такое занятия в театральной студии? Это же не только работа над спектаклями.

- Занятия включают в себя актерские тренинги, уроки вокала, хореографии и многое другое.

- В чем главная цель театральной студии: поставить качественный спектакль или добиться творческого роста тех, кто занимается?

- В приоритете, безусловно, ребенок. Даже если он не станет звездой сцены, главное, как известно, чтоб человек был хорошийю А то, чему он научится у нас, ему обязательно пригодится в жизни.

Подчеркну, качество спектакля при этом не менее важно, потому что мы  и руководители, и артисты – отвечаем перед зрителем за то, что показываем.

- Когда к вам приводят малыша, вы сразу понимаете, что из него получится?

- На самом деле нет. Много раз уже убеждалась в этом. Приводят к нам скромника, а он потом так  раскрывается! Бывает и наоборот: старт хороший, но развить талант не получается…

- Вы успешно представляете наш город на различных фестивалях.

- Да, только за последний год нам удалось съездить на фестивали в Пермь и Екатеринбург, откуда мы привезли множество побед в различных номинациях. Но на обсуждениях члены жюри так умеют пощекотать нервы! Придираются буквально ко всему. Например, обсуждая наш мюзикл «Маугли», говорили: «Как же так, вы почему всех передружили? У вас получилась история о любви, причем о любви взрослой. Почему перед уходом Балу взял перо, сказал «Маугли, я достал его для тебя!», воткнул его себе в голову и ушел, виляя попой»? Мы-то это просто для смеха сделали, а жюри некую подоплеку увидело. Но на самом деле, с пониманием отношусь к таким замечаниям. Они помогают нам, постановщикам, тщательно продумывать каждое действие, которое совершается на сцене.

- А курьезы какие-то происходят во время спектакля?

- Как бы я ни боролась - у нас постоянно происходит путаница с костюмами. То одного не хватает, то другого, приходится выкручиваться на ходу. Например, как-то после концерта я узнала, что одна из девочек забыла дома юбку. На выступление юбку сняли с другой девчонки, гораздо более крупной. Поэтому и юбка была на несколько размеров больше. Так что ее… примотали к девчонке скотчем. Но сделали это так мастерски, что я даже не заметила.

- Каковы ваши планы на сезон?

- У нас есть интересная задумка: мы никогда не пробовали ставить классическое произведение в формате мюзикла. Что это именно будет,  пока не открою, все еще только на стадии идеи. Еще у нас планируется премьера мюзикла «Мама». Если всё получится, то этот спектакль мы свозим на конкурс. Этот год для нас юбилейный, нам 10 лет, поэтому будем готовить большой праздничный концерт.