Каким привыкли видеть свой город жители сердца земли вятской? Кто-то воспринимает его унылым и серым, другие замечают лишь однообразие улиц по пути на работу и домой, а некоторые кировчане и вовсе представляют город как маршрут в автонавигаторе. Но если задержаться на минуту, отвлечься от суеты, то откроется удивительный мир: великолепная архитектура старинных зданий, доброжелательные люди, наконец, красота осеннего охристого листа на антрацитовой брусчатке.
И, остановившись, можно встретить на вятских улочках известных художников, которые приехали со всей России на второй пленэр «Край вятский – земля живописная». Приехали, чтобы сторонним взглядом наблюдателя посмотреть на город и область. Чтобы составить летопись современной жизни вятчан. Чтобы остановить и сохранить неповторимые моменты истории.
Последний день сентября. Трифонов монастырь. Поминутно сменяющие друг друга ослепительное солнце и свинцовые тучи. У входа в храм стоит живописец. Ясная и спокойная улыбка на его лице. Это участник пленэра – заслуженный художник Республики Башкортостан Риф Абдулин. «Присмотритесь к картине, видите: она у меня выходит немного детской, - смеётся Риф Мударисович. - Я на ней продемонстрировал девчонкам из художественного училища, как надо наносить мазки. Студентки – робкие пичуги, несмело пишут». Не отрываясь от кисти, художник рассказывает о своей богатой творческой биографии: был директором Башкирского государственного художественного музея, общался с дочерью Маяковского и директором Эрмитажа Михаилом Пиотровским, сейчас преподает в академии искусств.
Реалистичный этюд Абдулин пишет в традициях русской школы живописи. Работа эмоциональная, яркая, даже праздничная. Она будто резонирует со словами уфимского живописца: «Здесь, на вятской земле, во мне зазвучало вдохновение. Как в зале с хорошей акустикой слышен даже шёпот. Также и ваш край стал для моего творчества прекрасным залом. Киров меня впечатлил: великолепные старинные здания, люди очень открытые – они не держат камень за пазухой. Но больше всего меня поразила сама идея организации такого пленэра. Это не только событие художественной жизни. Мы съехались со всей России, и тут, на вятской земле, благодаря организаторам уникального проекта «Край вятский – земля живописная», происходит объединение всех регионов страны в лице художников: мы становимся одним целым, что способствует единению государства. Пленэр не только возрождает традиции русской живописи, но и культуру нашей страны».
Перекрёсток Казанской и Спасской. Абсолютно растерянным выглядит столичный художник Дмитрий Дурандин с этюдником: «Не знаю, как дописать пейзаж в Александровском саду – начал работу во время дождя, а теперь небо абсолютно чистое, поменялась вся колористическая гамма. Придется ждать смены погоды». В ожидании туч Дмитрий рассказывает, что в таком грандиозном проекте, как всероссийский пленэр, участвует впервые. «Очень обрадовался предложению приехать в Вятку: возможности выбраться из мегаполиса и окунуться в другую жизнь. С особым трепетом жду следующей недели, когда мы отправимся работать в районы».
В Кирове Дмитрия Владимировича поразили памятники архитектуры. «В музейно-выставочном центре «На Спасской» я увидел экспозицию «Вятка на старинной открытке». Теперь впечатления от выставки накладывают характерный отпечаток на мою работу: я пытаюсь передать дух старины. Архитектура города для меня – как раскрытая книга, по которой можно понять, чем вдохновлялись мастера прошлого, как они видели мир, а позже передать это знание в своих картинах».
Вечер. Художественное училище им. Рылова, в гостеприимных стенах которого участники пленэра продолжают трудиться. Здесь заслуженный работник культуры из Архангельска Рашид Сагадеев бережно размещает свои этюды. «В этих трех пейзажах осталась вся моя энергия, - устало признаётся Рашид Махмудович, - после насыщенного творческого дня чувствую себя опустошенным. Я ведь пропускаю впечатление от увиденного через душу, пытаюсь передать настроение, мысль, философию, а не срисовываю колышки в заборе. Как говорил мой учитель: «Художник – это дворник, который выметает из картины всё лишнее».
Что-то особенное чувствуется в цвете, форме и композиции работ Рашида Сагадеева, озадачивает необыкновенно тактильное восприятие его визуальных образов. «Наверное, потому что живопись перекликается с другими направлениями моей работы: я занимаюсь деревянной, ледовой и огненной скульптурой. Картинам передается фактурность, объем и глубина материала, другое видение форм, близкое к конструированию, иные оттенки. Ведь разнообразие создает уникальность художественного стиля: без отступления от норм останется лишь серость. Вот, к примеру, ваша дымковская игрушка – она наивна и непосредственна, но она создает колорит региона, олицетворяет народную фантазию, аккумулирует образы и краски, которые рождаются у людей. И таким образом подчеркивает многообразие форм художественного выражения».
Смотрите также:
- Сломать стену. Кировчанка поставила спектакль со слабовидящими детьми →
- Играй, гармонь! Кировский гармонист о любви к музыке и родине →
- Быть доброй - не модно. Психолог о женской жестокости →