Первые в России: пьеса «Пикассо» на кировской сцене

Вероника Саламатова / Предоставлено автором

В этом году Кировский драматический театр вошёл в число победителей Конкурса по поддержке современной драматургии, проводимого Министерством культуры Российской Федерации ежегодно с 2011 года. Напомним, что 1 ноября в выставочном зале Вятского художественного музея имени В.М. и А.М. Васнецовых в рамках мероприятий на выставке «Песок и кровь. Франциско Гойя и Пабло Пикассо», посвящённой древнему испанскому искусству корриды, с успехом прошла читка пьесы. 98% зрителей проголосовали за вхождение пьесы «Пикассо» в репертуар, а благодаря победе в конкурсе наш театр первым в России представит новую пьесу нашего современника, известного российского драматурга О.А. Богаева.

   
   
Фото: Предоставлено автором/ Вероника Саламатова

Показ прошёл на одном дыхании. Зрители были очарованы удивительной экспрессией, с какой играли «спектакль в спектакле» артисты парижской труппы в исполнении Елены Чугуй, Юрия Мазуренко, Николая Худанина и Анастасии Шероновой, эпатажным гримом и огненно-ледяным равнодушием Марианны Узун в образе Смерти художника (по совместительству – его последней жены Жаклин Рок). Роль Пабло Пикассо исполнил Владимир Севостьянов, а роль режиссёра Луиса досталась Владимиру Шишлянникову. Артисты солировали во второй половине спектакля, играя в своеобразный эмоциональный пинг-понг. Свита Пикассо – Пико-Минотавр в исполнении Евгения Моисеева и управляющий Сабартес в исполнении Вячеслава Чистякова порадовали неожиданной трактовкой своих образов, яркостью, соединяющей типическое и нетипическое, привычное глазу, но имеющее оригинальное содержание.

Фото: Предоставлено автором/ Вероника Саламатова

Студенты-журналисты I курса Вятского государственного университета оставили небольшие отзывы. Публикуем наиболее яркие впечатления наших зрителей с читки и предпремьерного показа:

Кристина Овсянникова:

Первого ноября мне посчастливилось посетить читку пьесы Олега Богаева «Пикассо», проходившую в Вятском художественном музее. Для меня пьеса показалась очень интересной, эксцентричной, но в то же время и философской. Больше всего удивило, что в самой задумке пьесы соединены яркие формы, образы и философские подтексты. Почти все реплики героя очень афористичны. На читке чувствовалась динамика пьесы. Захватывающая интрига и интересные реплики удерживали внимание зрителя до последней минуты. Захару Пантелееву, режиссёру читки, удалось передать необычный внутренний мир Пикассо. Многие знают, что художник отличался талантом совмещать несовместимое, для него не существовало границ в искусстве. Так и в пьесе нельзя не заметить смешение жанров: драма и комедия переплетаются вместе, иногда с фрагментами трагедии.

Владлена Шульгина:

«Дайте мне музей, и я его заполню»… Пророческие слова Пикассо сбылись, и сегодня его работы заполнили выставочный зал Вятского художественного музея им. Васнецовых. Повсюду удивительные зарисовки и эскизы, наполняющие пространство особой энергией и атмосферой. Но это еще не все. Картины творца и его меткие высказывания стали декорациями и отлично дополнили читку пьесы «Пикассо» Олега Богаева. Вокруг – дух Пикассо. Герои истории – молодые актеры, чудом оказавшиеся в доме Пикассо. Им предстоит сыграть в недавно написанной мастером пьесе, но прежде нужно пройти ряд испытаний. Например, поужинать краской, прочитать пьесу без слов или стать участниками любовного треугольника. Все это добавляет комичности в сюжет и отвлекает внимание зрителя от основных проблем произведения. Главный среди актеров – Луис. На него легла ответственность поставить пьесу Пикассо, ему же досталась и главная роль. Как заметил Владимир Жданов, артист драматического театра, Луис для Пикассо стал тем самым Минотавром, который посещал его в самые важные этапы жизни. И вот он пришел снова, будоража разум художника. Но теперь Минотавр призывает Пикассо не взяться за кисть, а взяться за сердце, в котором до сих пор живёт любовь к единственно любимой женщине и сыну. «Если бы все дороги, что я прошёл, отметить на карте и соединить в одну линию, она выглядела бы в виде Минотавра» – говорит Пикассо. Олег Богаев поделился в одном из интервью, что задумывал эту пьесу как историю «несостоявшегося человека». Поэтому акцент сделан не на художественном величии и мастерстве Пикассо, а на его человеческой бедности. Автор создает два мира – иллюзорный и реальный. В первом Пикассо прославленный творец, чувствующий себя нужным и полезным. Во втором – глубоко несчастный человек, который не был хорошим сыном, потерял настоящую любовь и не стал примерным отцом. Все, что у него есть в реальности – вилла, подруга Смерть и воспоминания об утраченной любви. А режиссер-постановщик Захар Пантелеев признался, что «пьеса очень эксцентричная, но в то же время философская. Происходит смешение жанра: драма и комедия переплетаются вместе, перерастая чуть ли не в трагедию». Как говорил сам Пикассо, все имеют право меняться, даже художник. Наверное, поэтому Богаев делает финал пьесы открытым, оставляя Пикассо одного после признания Луиса. Автор дает ему шанс подумать о жизни. Но успеет ли что-нибудь изменить этот великий художник – остается загадкой.

Юферева Анна:

Спектакль, поставленный Захаром Пантелеевым, неоднозначен, но, безусловно, прекрасен. Это спектакль-размышление, после него каждый начинает смотреть на мир под другим углом, приходит свое понимание истины. Несмотря на то, что спектакль не биографичен, в нем есть много отсылок. У Богаева получилось точно передать образ Пикассо, проблематику творца. В своем интервью он назвал Пикассо «выдающимся художником, но совершенно не состоявшимся человеком». Драматург прав: художник сделал свое искусство важнее жизни и перестал жить. Это главное отличие большинства творческих людей, в том числе Пикассо. Внутренний конфликт, выбор между мечтой и семьей создает глубокое напряжение пьесы, ведь борьба с самим собой намного сложнее борьбы с внешними факторами. У режиссера и артистов получилось втиснуть глубокие философские размышления великого художника в небольшой спектакль, перевернуть образ Пикассо в восприятии зрителей. Пикассо – не только художник, но и обычный человек, мечтающий о семейном счастье, пусть понявший это слишком поздно.

 

   
   

Смотрите также: