Местный секрет. Что такое кап и чем уникальны изделия из него

В 1970-е г. XX в. у каждого кировчанина в доме была уникальная шкатулка. У многих они сохранились до сих пор. © / Музей им. П.В. Алабина

Дымка, матрёшки, кукарское кружево: вятская земля знаменита своими народными умельцами. Есть в Кировской области промысел, не просто требующий большого мастерства, но по-настоящему уникальный, а сейчас ещё и очень редкий. Это – изготовление изделий из капа, то есть нароста на дереве (стволе или корне). О том, какие поразительные вещи делали из капа и как этот промысел живёт сейчас, рассказала зав. отделом «Приказная изба» Кировского областного краеведческого музея Елена Казанцева.

   
   

Незрячий мастер

Изделия из верхового (или стволового) капа делали давно. Вятские умельцы тоже мастерили из этого материала. И уже к XIX в. он стал довольно редким, найти его было непросто. Когда мастеров, работающих с ним, стало больше, то найти его стало ещё сложнее. На помощь пришёл счастливый случай. В с. Истобенское жил крестьянин Амвросий Ковязин. Он был незрячим, но, несмотря на это, был хорошим столяром. Однажды истобенский купец привёз в село каповую шкатулку работы мастеров Макаровых. Когда Амвросий ощупал её, то понял, что изготовлена она из необычного материала. Местный учитель рассказал мастеру, что это такое. После этого Амвросий Ковязин решил отыскать нарост капа, но в своём саду его на нашёл. Через некоторое время он решил отдохнуть и присел у берёзы. Расчищая место, у корней он наткнулся на необычные корни с узловатыми вздутиями. С помощью учителя он срубил берёзу и распилил корень. Учитель с удивлением увидел, что рисунок на срезе был похож на кап, только был более крупным с чёрными точками. Так был открыт капо-корень. Наросты на корнях были внушительных размеров (порой они достигают 100 кг), поэтому и материал оказался более дешёвым, чем обычный кап. Амвросий Ковязин начал изготавливать из корня уникальные вещи, которые стали доступны менее богатым людям.

Секрет шкатулки знали только мастер и хозяин. Фото: Музей им. П.В. Алабина

Мастер делал музыкальные шкатулки, вставляя в них струны. При открытии потайного ящичка раздавался приятный мелодичный звон. Так как шкатулки быстро стали популярными, их начали подделывать. Поэтому Ковязин первым из мастеров получил авторское свидетельство, которое стал прикреплять к своим изделиям. Оригинальная шкатулка, которую изготовил Амвросий Ковязин, есть в коллекции краеведческого музея.

Потайной механизм

Вятские умельцы знамениты изготовлением необычных и уникальных шкатулок с секретом. Специальное крепление с зубцами в XIX в. придумал мастер из Слободского Григорий Макаров. Интересно, что умельцы и сейчас используют именно эту оригинальную технологию. Когда каповые шкатулки стали популярными, то у мастера появились последователи. Например, Лука Пересторонин. До того как заняться шкатулками, он делал мебель, главным образом - столы. А в столах в то время тоже часто делали тайные отделения. Нажимаешь – и выдвигается потайной ящичек. Обладая таким опытом, Пересторонин решил такие тайные отделения сделать в каповых шкатулках. Затем появились другие мастера – например, Иван Бронников. Шкатулки пользовались большой популярностью. В них мог быть один секрет, а могло быть и 10. О тайных отделениях знали только мастер и заказчик.

«Но изделия из капа, конечно, не ограничиваются шкатулками. В музее есть большая коллекция – предметов так много, что выставлена лишь десятая часть, – говорит Елена Казанцева. – Есть визитницы, складной порттабак для хранения курительных принадлежностей, дамская сумочка, миниатюрные дорожные шахматы. Сказать, какой предмет интереснее, сложно, так как все они уникальны благодаря особенности материала. Даже у самой обычной ложки неповторимый рисунок. Самая старинная вещь из капа в нашей коллекции – это удивительная каповая чаша XIX в. На ней есть надпись «В память прадеда моего, умершего в 1802 году»».

Фото: Музей им. П.В. Алабина

Броши, пояса, подвески

Шли годы, каповый промысел развивался. В 1924 г. в п. Ганино появилась первая артель. Называлась она «Экспорт». И уже само название говорит о том, что изделия отправляли за границу. В фондах музея есть немало предметов, которые изготовили в этой артели. В Халтурине (ныне – Орлов) была артель с названием МЕД (Международный юношеский день – раньше был такой праздник). В 1943 г. в д. Лопатовское открывают ещё одну артель – «Идеал». При ней организовали мастерскую для подростков. Лучшие ученики оставались работать в новой артели. Выпускали они огромный ассортимент продукции: посуду, женские аксессуары – прекрасные броши, пояса, подвески (кстати, такие изделия из капа снова входят в моду). Выпускали шкатулки с секретом и без, с резьбой и т.д. Тогда же начали делать предметы с советской символикой.

«В фондах музея есть поздравительные папки, адреса из капа с изображением первых государственных лиц, рапорты из капа с инкрустацией. Письменные приборы, изготовленные на вятской земле, стояли на столе практически каждого начальника. Это считалось престижным. Изделия из капа дарили первым лицам государств. И, конечно же, они постоянно выставлялись на различных всемирных выставках, – рассказывает Елена Казанцева. – В 1950 г. для артели «Идеал» выделили средства на строительство здания на ул. Бородулина. В 1960 г. артель реорганизовали в Кировскую фабрику капо-корешковых изделий «Идеал». В 1964 г. к ней присоединили другое крупное предприятие – Кировскую фабрику художественных изделий. Так в городе появилась известная на весь мир фабрика художественной обработки дерева «Идеал». Мастера занимались не только каповой продукцией. Выпускали, например, шкатулки с резьбой. Мастерство работников фабрики в стране ценили. Например, один из мастеров, Владимир Злобин, получил высшую награду в СССР – орден Ленина».

   
   

В 1970-е г. XX в., пожалуй, у каждого кировчанина в доме была уникальная вятская шкатулка. У многих они сохранились до сих пор. Каповый промысел жив и сейчас, правда, мастеров осталось мало. Фабрики уже нет, однако оставшиеся умельцы стараются сохранить уникальный промысел.

«В первую очередь - это проблемы с материалом. Кировский мастер Борис Воробьёв говорит, что в нашем регионе капа почти не осталось – сказалось многолетнее использование ресурса. А кап растёт довольно долго – нарост весом 8 кг вырастает за 50 лет. За материалом мастер ездил в Архангельскую область, – пояснила Елена Казанцева. – Передавать мастерство сложно, так как молодёжь сейчас неохотно идёт в этот промысел: технология обработки капа сложная, изделия получаются дорогими. Но он сам старается сделать предметы из этого материала доступными – изготавливает небольшие сувенирные шкатулки. Изделия из капа очень популярны. Туристы с удовольствием покупают украшения. Подвески, броши, серьги выглядят эффектно».

Традиции промысла хранит объединение мастеров «Каповая шкатулка». Его создал сын одного из мастеров фабрики «Идеал». Пять мастеров делают поразительной красоты изделия: шахматы, нарды, шкатулки и т.д. Так что промысел, несмотря на трудности, живёт.

СПРАВКА

Кап – нарост на дереве с деформированными или хаотичными направлениями роста волокон древесины. Образования появляются в результате какого-либо резкого изменения в развитии растения. Капы почти всегда покрыты корой, даже под землёй. Причиной является защита дерева от насекомых и грибковых заболеваний.

Капы чаще образуются на лиственных деревьях. Сред них: граб, дуб, вяз, клён, орех и т.д. На хвойных – у секвойи, редко у европейской ели, сибирской лиственницы, корейской сосны и сибирской сосны.

Вятские мастера работают с берёзовым капом, так как считают его узор самым красивым.