Исторический слой Сохранят ли каменную дорогу

Под современным слоем дорожного полотна сохранился исторический. © / Ксения Логинова / Из личного архивa

Предупреждающие о дорожных работах знаки, аккуратно вырезанный прямоугольник асфальта – такую картину можно нередко увидеть в центре Кирова. Если подойти ближе, то даже не слишком внимательный прохожий заметит под асфальтом ещё один слой дороги, выложенный из камней. Это часть брусчатой мостовой. Будут ли её сохранять?

   
   

Брусчатка под асфальтом

Кировчанка Ксения Логинова очень хорошо знает улицы и переулки города, может многое о них рассказать. Вся её жизнь с детства связана с центром Кирова, и вот уже три года она работает гидом. Недавно она поделилась в соцсетях фотографиями, которые сняла на перекрёстке ул. Спасской с ул. Свободы и ул. Володарского. В комментариях к этой записи её подписчица также опубликовала фото участка мостовой, снятое на перекрёстке с ул. Ленина.

«Участок, который я сфотографировала, был, вероятно, уложен в XIX в. В этой части находится перекрёсток. Возможно, что-то менялось, но ориентировочно – это всё-таки конец позапрошлого века, – рассказывает Ксения. – Помню, что в 2019 г., когда в центре города ремонтировали дорогу, открыли очень хорошо сохранившийся участок мостовой у Ленинского районного суда. Затем асфальт уложили снова. Брусчатку во время ремонтов открывали и в последующие годы: в районе ул. К. Маркса, Преображенской и, конечно, Спасской. Вот в этих кварталах то тут, то там находят булыжную мостовую, уложенную в разное время – с XIX в. до уже советского периода».

Археолог Андрей Кряжевских пояснил, что мостить улицы Кирова камнем начали в 1834 г. До этого все мостовые были деревянными. Одну из первых каменных мостовых уложили на ул. Спасской, около бывшего губернаторского дома (ул. Спасская, 20). Территорию в районе перекрёстка ул. Спасской и Ленина мостили в конце XIX в. – с 1892 г. по 1894 г. В начале XX в. дороги уже начали покрывать асфальтом – первые такие участки появились в 1913 г., но при этом продолжали использовать камень. Например, мы предполагаем, что участок у кинотеатра «Октябрь» мостили камнем в тридцатые годы XX в., уже после разрушения Владимирской церкви.

В начале XX в. дороги уже начали покрывать асфальтом – первые такие участки появились в 1913 г., но при этом продолжали использовать камень.

«Мостовые находят, когда ремонтируют дорожное покрытие либо прокладывают какие-то коммуникации. Асфальтовое покрытие выступает своеобразным консервантом, который защищает булыжную мостовую, – говорит Андрей Кряжевских. – Если следовать букве закона, когда в ходе каких-то земляных работ обнаруживают исторические находки (те же булыжные мостовые), то нужно работы приостанавливать и вызывать сотрудников Управления госохраны. Но сроки работ часто сжаты, и не всегда рабочие понимают, что они нашли под асфальтом. Поэтому мы порой узнаём о таких находках только по фотографиям активистов, общественников, каких-то неравнодушных людей». 

Интенсивное движение

Ксения Логинова хочет, чтобы мостовая сохранилась и её увидели больше людей. Как это сделать? Вопрос к профессионалам. Можно использовать опыт других городов.

   
   

«Например, в Нижнем Новгороде небольшой участок булыжной мостовой – буквально три на три метра – находится в пешеходной зоне, – рассказывает Ксения. – В Екатеринбурге вообще оставили целый проспект».

Андрей Кряжевских считает, что небольшой фрагмент булыжной мостовой можно расчистить на пешеходном участке, чтобы у людей всегда был к нему лёгкий доступ.

«Пешеходная зона на ул. Спасской довольно небольшая, но, возможно, её смогут как-то расширить, чтобы показать мостовую», – говорит Андрей Кряжевских.

Однако руководитель Управления государственной охраны объектов культурного наследия Кировской области Александр Грачёв пояснил, что выделить участок для демонстрации участка исторической мостовой сложно.

«Фрагменты старых мостовых находят, как правило, при проведении работ на центральных улицах, где сейчас интенсивное движение транспорта и пешеходов, – пояснил Александр Грачёв. – Сейчас после обнаружения такого участка этот факт фиксируется археологами. Если кроме мостовой на объекте обнаруживают ещё что-то, то находки изучаются, найденные предметы регистрируются. Теоретически мостовую можно оставить открытой, но это влечёт за собой ограничения. Придётся, например, как-то ограничивать или вовсе прекращать движение. Поэтому другого способа кроме консервации нет – брусчатку защищает слой асфальта. Пока вопрос о выделении участка мостовой для показа не обсуждается».