В детстве у Тани была всего одна кукла, да и ту она делила с двумя своими сёстрами - такое было время.
Сегодня мечта о том, что у неё будет много кукол, стала явью. Правда, Татьяна Мамонова в них давно не играет - она их создаёт своими руками и обучает этому детей и взрослых.
Вдохновили дети
Около 30 лет кировская художница Татьяна Мамонова проработала в театре кукол бутафором-декоратором.
«Это счастливая случайность, что я туда попала - жизнь там кипела и била ключом. В театр приезжали художники и режиссёры, ставили интересные спектакли, а коллектив был очень дружный, поэтому работалось легко и радостно. Правда, жизненные обстоятельства сложились так, что мне пришлось уйти из театра. Однако я нашла себя в другой профессии, когда устроилась педагогом дополнительного образования в детско-юношеский центр Октябрьского района. С этого момента я начала делать кукол для детей, - рассказала Татьяна Мамонова. - На первое занятие принесла маленькую куколку из лоскутов ткани, чтобы научить ребят делать игрушки без выкроек».
Кукол Татьяна Сергеевна изготавливала и раньше - для детских садов, для народных театров, для циркачей-гастролёров. Однако именно в центре она создала первую детскую куклу.
Сейчас Татьяна Мамонова чаще даёт частные уроки для тех, кто хочет научиться мастерить рукотворную игрушку. Среди её учеников не только дети, но и взрослые.
Работа над созданием кукол предполагает не только ручной труд и безграничную фантазию, но и внимание к деталям:
«Мир кукол – это целый океан, и в него невозможно окунуться без знания истории костюма. Можно сделать, конечно, фантазийный образ, но намного интереснее вдохнуть в игрушку дух времени. Причём совсем не обязательно наряжать её с ног до головы в костюм той или иной эпохи – это довольно сложно. Порой достаточно одной яркой детали, чтобы образ заиграл новыми красками».
Лекарство от скуки
Художница работает в разных техниках: верёвочной, каркасной, папье-маше. И материалы использует любые: пенопласт, бумагу, проволоку, поролон.
«Я не могу работать в одной технике или с одним материалом - скучно, мне всегда хочется пробовать что-то новое, - признаётся Татьяна Мамонова. – С учениками мы часто брали текстиль, но я уже устала от него. Я настолько истосковалась по бумаге и клею, по этой черновой работе, что, в конце концов, решила посвятить своё время работе с бумагой. Для своих последних работ брала папье-маше и специальную крафт-бумагу. Причём куклы выполнены в средневековой технике, которая жива и популярна до сих пор. Сейчас меня тянет бумаге, но пройдёт несколько лет, и у меня появится новая любовь. Возможно, снова вернусь к верёвочной основе, которая мне очень нравится, или к текстильной кукле, поскольку она безумно интересна. А возможно, к традиционной игрушке».
Татьяна Сергеевна любит ручной труд, поэтому праздное времяпрепровождение ей неведомо. Даже если она не работает над каким-то образом, её руки не знают покоя: она то вяжет, то плетёт, то вышивает.
Куклы-цветы
Любимые персонажи Татьяны Сергеевны – Пьеро и Коломбина. Выполнены они в разных техниках и из всевозможных материалов, поэтому у каждого из них неповторим не только внешний вид, но и характер. В руках мастерицы рождается и множество персонажей из сказок: короли, принцессы, феи, ангелы. Любимы ею кошки и птицы, но особая тема творчества – куклы-цветы.
«Я, как и многие женщины, обожаю цветы, особенно полевые, из которых раньше любила составлять букеты. Позже, прочитав книгу Мориса Метерлинка «Разум цветов», поняла, что они настолько живые, мыслящие и нежные существа, что созданы только для любования. Теперь я никогда их не срываю - я ими любуюсь, а иногда и разговариваю. Однажды мне захотелось передать их красоту и характер в материале. В моей коллекции есть Чертополох, Калла, Мак и Астра», - делится художница.
Иногда Татьяна Сергеевна шьёт куклы-цветы на заказ – для тех, кто хочет сделать оригинальный подарок.
Творческий вулкан
Правда, не всегда куклы создаются словно по мановению волшебной палочки: иногда над ними приходится потрудиться.
«Бывает, сделаю куклу, мне кажется, что она гениальна, и с этой мыслью сладко засыпаю. А утром смотрю на неё свежим взглядом, и во мне просыпается какой-то внутренний вулкан. В итоге кукла может разлететься в пух и прах. Я сажусь и переделываю её, довожу до совершенства. Зато окончательный вариант любим бесповоротно».