Глина и руки. Как появилась и чуть не исчезла дымковская игрушка

Дымковскую игрушку часто называют визитной карточкой вятского края © / Лариса Ушакова / Из личного архивa

Барыни-сударыни, кавалеры и крестьяне, птицы и животные. Издавна мастера, которые создают знаменитую Дымковскую игрушку, используют самые простые сюжеты и мотивы, а получается так красиво и солнечно, что глаз не оторвать. Никакого поточного производства никогда не было – только глина и руки мастера. Игрушка, пожалуй, самый известный из глиняных промыслов России. Её часто называют визитной карточкой Вятского края. Член Союза художников России, мастерица Лариса Ушакова рассказала о том, какой была «дымка» раньше и как промысел живёт сейчас.

   
   

«Своя своих не познаша»

История игрушки началась более четырёх веков назад в слободе Дымково. Расположена она на противоположном от Кирова берегу р. Вятка. Отсюда и название. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником, который назывался «Свистунья» – люди чтили память погибших в Хлыновском побоище 1418 г. История эта удивительна и печальна. В те времена было много набегов, и на помощь жителям Хлынова пришёл отряд устюжан. Он подошёл ночью. Однако горожане в темноте не признали их и, приняв за врагов, дали отпор. Устюжане, в свою очередь, тоже не поняли, что сражаются с союзниками. Страшная правда выяснилась утром. В итоге полегло много воинов из-за того, что, как говорили прежде, «своя своих не познаша». В память об этой истории появились первые глиняные шары, обожжённые в печах и расписанные цветными пятнами. Их называли «шарыш», внутрь помещали крупу или горох. Дети бросали такие звенящие шарики со склонов Раздерихинского оврага. И таким образом поминались невинно убиенные души. Кстати, один такой шарик нашли кировские археологи в 2023 г. при раскопках деревянной мостовой XV-XVI в. Чуть позже «Свистунья» чуть изменилась – с утра проводили поминальную молитву, а затем шли на ярмарку. После Пасхи вятичи встречали весну: катали шары и свистели в глиняные свистульки – будили землю от спячки и просили хорошего урожая.

В глубине печи

Мастера, а точнее мастерицы, в слободе Дымково до революции 1917 г. жили почти в каждой избе. Изготовлением игрушек занимались, в основном, женщины. Правда, были и мужчины, что считалось редкостью. В коллекции Вятского художественного музея хранятся игрушки Анатолия Пенкина – сына потомственной дымковчанки Зои Васильевны Пенкиной. Чисто мужские по тематике сюжеты он создавал ещё в детстве. Интересно, что игрушки лепил и его отец, Василий.

Фигурки делали из красной глины, никакой обработки материал не проходил Фото: Из личного архивa/ Лариса Ушакова

Фигурки делали из местной красной глины. Никакой обработки материал не проходил. Если попадались какие-то камушки, веточки листочки – всё это так в работу и шло. Гончарное мастерство не прижилось из-за особенностей местной глины – она была слишком пористой и песчаной. А вот для игрушек подошла идеально. Техника изготовления была максимально простой. Обжигали её в русской печи определённым образом: в глубине, там, где жерло, устраивали колодец из поленьев. Внутрь закладывали игрушку, поленья поджигали. Стоили игрушки недорого, поэтому производить приходилось много.

«До сих пор на месте старых домов находят обломки фигурок. Примерно года три назад мне посчастливилось получить целый пакет такого лома, которому, наверное, лет 200, – говорит Лариса Ушакова. – Это настоящее сокровище. Невероятное ощущение, когда держишь всё это в руках». 

До сих пор на месте старых домов находят обломки фигурок Фото: Из личного архивa/ Лариса Ушакова

Спасти промысел

В начале XX в. промысел оказался под угрозой. В 1917 г. в России начали отливать фигурки из гипса – это оказалось быстро и дёшево, производство можно было поставить на поток. И, возможно, пропала бы игрушка, если бы не энтузиаст – вятский художник Алексей Деньшин. Он искренне любил вятскую землю и дымковскую игрушку. Художник рассказывал, что мальчишкой бегал в Дымково и гостил у местных бабушек и сам лепил игрушки, овладевая техникой изготовления. Алексей Иванович ходил по избам и уговаривал мастериц не бросать ремесло, зарисовывал игрушки, которые ему попадались. В итоге создал множество зарисовок. Его альбомы хранятся сейчас во многих музеях декоративно-прикладного искусства. По ним учились и учатся поколения мастеров. И художнику удалось уговорить пять известных мастериц не бросать изготовление игрушки.

   
   

Алексей Иванович ходил по избам и уговаривал мастериц не бросать ремесло, зарисовывал игрушки, которые ему попадались. В итоге создал множество зарисовок. Его альбомы хранятся сейчас во многих музеях декоративно-прикладного искусства.

«Этот человек был настоящим энтузиастом. Наши педагоги рассказывали, что он втайне от жены продавал свои картины и носил эти деньги мастерицам, чтобы хоть как-то поддержать их, – рассказала художница. – И ему удалось сделать многое, чтобы спасти промысел. В конце 1930-х Деньшин с помощью мастериц оформил павильон области на выставке ВДНХ в Москве. Там были и игрушки, и большие барельефы на эту тему: цветочки, колосочки, всё, что связано с сельским хозяйством. О промысле и мастерицах стали много писать, начали приглашать на большие выставки, в том числе и за рубеж».

Размером с ладошку

Раньше игрушки были маленькими – с ладошку. С ними можно было поиграть, да и в карман положить. И ассортимент был элементарный: лошадки, козлики, нянюшки, барыньки с детьми, всадники, офицеры. В сюжетах дымковские мастерицы отражали то, что видели вокруг. Сельские барыньки в руках держат ребёнка либо хлеб, либо они доят коров, в общем, работают. У городских барынек в руках чаще всего маленькая собачка, а под руку даму держит офицер. По старой Дымковской игрушке можно изучать историю костюма: как сельского, так и городского. У сельских барынек, как правило, на голове кокошник, блузка с оборкой на груди, юбочка, расписанная цветными полосками, имитирующая домоткань. Можно увидеть красивые расписные рубашки, расшитые белые фартуки.

Яркие цвета, простые узоры

Дымковская игрушка отличается от многих других промыслов особенно яркими и разнообразными цветами.

«Нашему промыслу повезло, потому как слобода была в шаговой доступности от города. А в городе было много фабрик, поэтому было легко достать самые разные красители, – говорит Лариса. – У нас была и своя фабрика кистей, так что и с этим тоже не было проблем. Цвета использовали яркие: жёлтый, оранжевый, синий, зелёный, красный. Их можно было смешивать, получая сложные сочетания. И сейчас у каждой мастерицы своя палитра, а в прежние времена авторы игрушек не отказывали себе в достаточно ярких цветах. Это были порошковые красители, которые наводили на яйцах: желтке или белке».

Дымковская игрушка отличается от многих других промыслов особенно яркими и разнообразными цветами

Мастерицы понимали, что после обжига глина становится более тёмного, кирпичного цвета и придумали, что сначала её нужно покрыть белым грунтом. И уже потом наносили яркие цвета. Получался такой праздник цвета! Узоры – полосы, волны, точки – тоже имели своё значение. Полоска – дорога, зигзаг – чистая вода, родник, сеточка – вспаханное поле, если в ней есть пятнышки, то оно засеяно, веточка – древо жизни. На кругах часто ставили точки – 12 и 6 – это месяцы и полугодия. При этом ни с цветами, ни с узорами раньше мастерицы не перебарщивали. Всё делали просто.

«И на Марсе будут яблони цвести»

По словам Ларисы Ушаковой, такая простота сохранялась до 1930-х гг. Затем, когда об игрушке многие узнали,  государство постепенно начало вкладывать средства в возрождение народного промысла. В конце 1950-х гг. набрали группу девушек, которые потом стали большими мастерицами и передали свой опыт следующему поколению. Сюжетов стало намного больше, сами изделия – крупнее. Например, в 1950-е гг. мастерицы лепили такие работы как «Чтение колхозного устава». Когда уроженец Кировской области Виктор Савиных побывал в космосе, то художница Надежда Трухина подхватила эту тему и слепила композицию, которая впоследствии стала её визитной карточкой. Она называется «И на Марсе будут яблони цвести».

«Сама жизнь диктует темы, поэтому количество сюжетов безгранично, – говорит Лариса Ушакова. – Я выросла на Урале, у бабушки в деревне, и часто в своих сюжетах отражаю истории моего детства. Например, «Чистый четверг», где мы с бабушкой хлопаем половички. Творческая работа – не что иное, как умение мастерицы показать, как она умеет пользоваться традициями дымковской игрушки, используя для работы современные темы, давая игрушке новую жизнь. Это – творчество без границ. При этом важно соблюдать каноны. Если я, например, буду вместо кругов рисовать треугольники, это уже будет не дымковская игрушка. Всё-таки сохранение традиций – наша основная задача. Очень хорошо, что игрушка вдохновляет, отсылки к ней можно найти в самых разных предметах, арт-объектах».  

Лариса Ушакова говорит, что создание игрушки - это творческий процесс, но при этом важно соблюдать каноны Фото: Из личного архивa/ Лариса Ушакова

Путь к мастерству

Лариса Ушакова начала осваивать искусство Дымковской игрушки в 1981 г.

«Моя мама узнала о том, что набирают учениц в промысел Дымковской игрушки. Мне идея понравилась, но, как выяснилось, набор уже состоялся. Я была очень расстроена, однако мастер цеха, где проходило обучение, посоветовала поговорить с мастерами – вдруг кто-то возьмёт на обучение. И мне повезло, меня взяла Валентина Племянникова. Сейчас она заслуженный художник России. Когда я взяла в руки глину, то поняла, что нахожусь на своём месте. Учиться было сложно, но очень интересно. Уже позже, когда я продолжила обучение,  мы изучали образцы дымковской игрушки, которые хранились в запасниках ведущих музеев Москвы. Работник музея в перчатках выносил игрушку, и мы её зарисовывали. Это помогало прочувствовать каждую линию, деталь. Вот уже 44 года служу любимому делу».

Лариса Ушакова начала осваивать искусство Дымковской игрушки в 1981 г. Фото: Из личного архивa/ Лариса Ушакова

 

Традиционные персонажи

Образы игрушки связаны с народными традициями, обрядами и мифологией. Отражают стремление к достатку, радости жизни, плодородию.

  • Барыня – олицетворяет богатство и достаток. У неё пышные юбки, кокошник, румяное лицо;
  • Всадник – воплощение силы, удали и мужества. Обычно изображают на коне, с развевающимися полами кафтана;
  • Индюк – символ плодородия и благополучия в доме;
  • Козлик – этот образ связан с языческими обрядами и культом плодородия;
  • Водоноска – девушка с коромыслом и ведрами.

Также среди популярных образов:

  • Гулянье;
  • Хоровод;
  • Свадебный кортеж;
  • Ярмарка;

Этапы изготовления игрушки

Игрушка авторская, поэтому все технологические процессы мастерица делает сама. Есть несколько этапов:

  • Лепка;
  • Сушка;
  • Обжиг;
  • Побелка;
  • Ручная роспись;
  • В конце мастерица украшает готовую игрушку кусочками сусального золота (раньше это была тонко прокатанная медная поталь) и на обороте ставится подпись автора.