Солнечная, тёплая, гибкая, универсальная: всё это про соломку. Сплетение золотистых стебельков веками радует людей своей красотой. Народный мастер России, участник и лауреат многочисленных конкурсов Лариса Сметанина может изготовить из неё, кажется, всё. Одной соломкой она не ограничивается. Умеет плести из бересты, лозы, соснового корня, увлекается вязанием, валянием и лоскутным шитьём. Лариса Вениаминовна уверена, что вдохновение можно найти повсюду. О трудностях и радостях творчества мастерица рассказала сайту kirov.aif.ru.
Училась с детьми
Марина Медведева, «АиФ-Вятка»: Вы всегда были творческим человеком?
Лариса Сметанина: Наверное, да. С детства любила рисовать. Мне было интересно, как что-то сделано или сшито. В детстве могла взять у мамы из шкафа платье, разрезать его и сделать что-то своё, без всяких выкроек. Я представляла, что я хочу, и пыталась это воплотить.
– А мама не ругалась?
– Когда обнаруживала, бывало, конечно. Я чернобурку у неё как-то раз подстригла. Ей это очень не понравилось.
– Ваш интерес к шитью вырос в профессию?
– Нет, не вырос, хотя шить я до сих пор люблю. Но это, скорее, хобби. Сейчас я занимаюсь в студии лоскутного шитья в Областном доме народного творчества, мы шьём коллекции одежды, выступаем, ездим на фестивали. Есть такие коллекции, где платья выполнены в лоскутном стиле, и их дополняют мои головные уборы и аксессуары из соломки или бересты.
– Когда вы заинтересовались соломкой?
– В детстве я посещала кружок во Дворце пионеров, где научилась инкрустации соломкой на досках и шкатулках. Прошли годы, у меня родились дети. И чтобы быть поближе к ним, я устроилась на работу в детский клуб. Сначала мы занимались выжиганием, клеили из бумаги, а потом я вспомнила своё детское увлечение. Так как летом мы ездили в деревню, то найти материал было несложно – можно было нарезать солому в поле. Начали заниматься инкрустацией на деревянных шкатулках, досках. Но потом всё-таки отказались от этого, так как этот промысел связан с лаком, клеями. А это вредно для детей. Применение соломке нашла другое – мы стали заниматься плетением. Это были куклы и бытовые предметы.
Глаз не отвести
– Чем вас привлекло это творчество?
– Соломка – очень красивый материал, его не сравнить ни с каким другим. Её поверхность глянцевая, золотистая, она имеет множество оттенков. Благодаря волокнистой структуре соломки изделия из неё как бы светятся, переливаются, мерцают ярким светом. И смотрятся для каждого зрителя по-разному. С годами этот блеск только усиливается. Соломка – это солнце, которое всегда рядом.
– Насколько материал сложный в обработке?
– Я занимаюсь плетением из разных природных материалов: бересты, лозы, соснового корня. Но соломка – любимый. Я не считаю, что он сложный в обработке. Я бы сказала – интересный. Соломка – это стебель хлебных злаков. В основном, ржи и пшеницы. У других хлебных культур стебель короче. По сути, соломка – это трубочка, полая внутри. Её можно использовать целиком, расщеплять на волокна, мять, сплетать разными способами, скручивать, связывать в пучки, сочетать с другими материалами, применять техники, нехарактерные для плетения из соломки. Одним словом - экспериментировать. В результате получается большое количество разных фактур, их комбинации бесконечны.
Соломку я использую и как элемент одежды. Есть коллекции, где в платьях использован этот материал. Этим он и интересен.
– Какие самые сложные работы вы делали?
– Для меня любая работа сложная, так как я не делаю изделия по образцу. Ассортимент широкий: игрушки (от ёлочных до сложных кукол), шляпки (от обыкновенных, с полями, до фантазийных), сумочки разных форм, бытовые изделия, украшения. И каждое изделие, прежде чем начать делать, надо продумать – конструкцию, технологию. И при этом всё равно невозможно предугадать, что получится в итоге. Иногда работа идёт легко, иногда по сто раз приходится переделывать. Но всегда хочется скорее увидеть готовый результат, поэтому и сон пропадает, и аппетит. Всё время я посвящаю творчеству.
– Где вы находите вдохновение?
– В окружающем мире и в людях, в каких-то моментах из детства. Иногда, бывает, просто в очереди стоишь, люди о чём-то говорят – и рождается идея. Морская коллекция родилась от музыки. Сначала мы придумали, под какую музыку будет выход коллекции. И это настолько вдохновило, что я не могла оставить эту тему два года.
Продолжательница дела
– Материал вы заготавливаете сами?
– Да, у меня есть большой участок, где я выращиваю рожь и пшеницу. Срезаю серпом в сухую погоду ещё чуть зеленоватую солому и оставляю на солнце для отбеливания. Затем приступаю к обрезке. Мы с семьёй садимся и стрижём солому: вырезаем узелочки на стебле, снимаем листья и ставим в разные ёмкости. Нижний стебель жёстче, толще – его в одну банку. Следующее коленце – в другое. Потом всё это связываем в пучки, и уже можно хранить солому сколько угодно. Прежде чем начать работать с материалом, его нужно замочить, чтобы соломка стала эластичной, мягкой, могла принимать любую форму и не ломалась.
– А в семье кто-то продолжает ваше дело?
– Да, моя дочь Лена. Мы с ней, можно сказать, учились плести вместе. Я уже говорила, что преподавала в детском клубе. Занятия посещала моя дочь и плела вместе со мной. И дома она часто садилась рядом и делала что-то своё. Сейчас у неё сложился свой авторский стиль, почерк. Есть свой ассортимент – в основном это женские украшения и игрушки. Я считаю, что мастерство – это когда по изделию можно определить руку автора. Её изделия абсолютно неповторимы и уникальны, поэтому её смело можно назвать мастером. Мне нравится, что она придумывает что-то новое, никогда не повторяет за кем-то. Вот это и есть настоящее творчество.