Дорога мастера. Про создателя глиняных игрушек сняли фильм

В руках мастерицы обычная глина превращается в изящные фигурки © / Анастасия Бельтюкова / АиФ

Когда слышишь словосочетание «дворянская игрушка», воображение рисует изящных фарфоровых кукол, изготовленных специально для забав детей аристократов. Но дворянская игрушка — это народный промысел родом из небольшой деревни Дворяне Яранского района Кировской области. Сегодня традицию дворянской игрушки продолжает мастерица Аниса Сизова. В её руках обычная глина превращается в изящные фигурки, каждая из которых хранит дух старинного ремесла. Вышедший недавно короткометражный фильм «Дворянская игрушка Анисы Сизовой» стал победителем Всероссийского кинофестиваля «Диво России». Мастерица рассказала kirov.aif.ru, как живёт, где находит вдохновение и о чём мечтает современный мастер традиционного промысла.

   
   

Другой взгляд на себя

Марина Медведева, «АиФ-Вятка»:  Как возникла идея создания документального фильма?

Аниса Сизова: Киностудия «Формат» выпускает цикл передач «За промыслом». Когда они искали материал для нового выпуска, побывали в Дворянах у мастерицы Нины Михайловны, которая как раз учила меня этому ремеслу. Съёмочная группа поучаствовала в процессе изготовления дворянской игрушки, но сняли они только этап лепки. Чтобы не ездить в далёкую деревню несколько раз, они обратились ко мне с просьбой помочь им снять процесс покраски игрушек. И тогда возникла мысль о создании фильма. Инициатором был мой муж, автор книги «Дворянская игрушка» Владимир Сизов.

 Что для вас лично значит этот фильм? Что вы почувствовали, когда увидели на экране себя и свои работы?

— Очень интересный опыт. Это совершенно другой взгляд на себя, который стал для меня стимулом и благословением. Я очень благодарна съёмочной группе. Они показали мою историю так, как я сама не смогла бы. Когда смотрю, наворачиваются слёзы. Мы разговаривали с ними четыре часа, из диалога взяли самое интересное и трогательное. Моя душа со всеми её переживаниями отразилась в этом фильме. Наша внучка принимала участие в съёмках, и ей пришлось гораздо труднее, чем мне. У меня просто брали интервью, я сидела в помещении, а она снималась в холодную погоду на улице, босиком бегала по земле. Но внучка была в восторге, сказала, что больше всего ей понравилось наступать босой ногой в лужу! А это и есть соприкосновение с землёй, от которого появляются силы. 

У каждой фигурки — свой характер. Фото: АиФ/ Анастасия Бельтюкова

— Изменилось ли что-нибудь в вашей жизни после выхода фильма? Может быть, посыпались заказы?

— Смысл не в этом. Я поняла, что иду верной дорогой. Это имеет большое значение, когда человек занимается творчеством, ведь появляются сомнения, в правильном ли направлении двигаешься. Хотелось утвердиться в том, что я всё делаю правильно. С каждым днём творчество всё больше затягивает меня. Я чувствую, что шла к этому всю жизнь. 

   
   

— Как вы познакомились с дворянской игрушкой? Чем она вас покорила?

— Мой муж изучает народные промыслы. Мы ездили по стране, знакомились с мастерицами. В нашем Вятском крае нашли Нину Михайловну Колчину, которая занимается изготовлением дворянской игрушки. Приехали к ней в гости, а она встретила нас, как настоящая русская хозяйка. На столе было множество угощений, пироги, сладости! Мы стали навещать Нину Михайловну, изучать её творчество. Владимир Сергеевич собирал материал для своей книги. Ездили так не один год, а однажды она сказала мне: «Что ты просто так ездишь? Давай ты будешь у меня учиться». Для меня это было совершенно неожиданно. Я так загорелась идеей, что стала ездить к Нине Михайловне и жить у неё по несколько недель. Было очень интересно находиться в этой среде. Деревня, рядом куры, козы бегают… Нина Михайловна рассказала, как сама пришла к этому промыслу. Я услышала от неё много историй, сказок и песен. Для меня всё это было удивительно. Я не знала, откуда берётся глина для лепки. Нина Михайловна рассказала, что копает её прямо у забора. Мы сами выкапывали глину, замачивали её, размешивали до сметанообразной консистенции. Очень трудно было её процеживать, чтобы избавиться от песка и сделать материал более пластичным. Потом порции глины высушивались на гипсовых тарелках, и только после этого можно было приступить к лепке. Когда я впервые взяла в руки глину, которую добыла сама, испытала непередаваемое ощущение. Я почувствовала от неё тепло, которое пробудило во мне желание творить. Первая моя игрушка — ангел. Нина Михайловна сама очень любит делать ангелов. Это изделие я лепила очень долго, а когда высушила и расписала, он как будто задышал и заговорил! Дальше я училась сама по фотографиям и мастер-классам других умельцев. 

Уникальный элемент 

— Вы сохраняете старинные техники изготовления дворянской игрушки или привносите что-то своё?

— Конечно, сохраняется форма и цвет. Я пробовала другие краски, но они меня так не радовали. Голубой цвет ‒ это цвет Богородицы, а основной элемент орнамента игрушек Нины Михайловны — Вифлеемская звезда. Именно это придаёт смысл всем изделиям. У меня есть свой уникальный элемент в росписи игрушек. Мне нравится, когда игрушка улыбается и как будто светится, поэтому очень часто в орнаменте изображаю солнце. 

— Как вы расписываете игрушки? Начинаете с эскиза на бумаге?

— Нет. Сначала леплю, например, однообразных ангелочков. Потом создаю фон для росписи, покрываю белой краской. А когда дело доходит до самих рисунков, начинается творческий процесс. Появляется много идей, поэтому игрушки получаются разными. Из-за этого роспись может растянуться на несколько дней. А могу и за один вечер выкрасить десять изделий, если есть вдохновение. Несмотря на то, что используется только белый и голубой цвета, тональностей может быть очень много. Из-за этого изделия не выглядят монохромными, а кажутся объёмными и живыми.

— Как рождаются идеи для новых работ? Что вас вдохновляет?

— Меня вдохновляет всё! Иду по улице, вижу, бежит весёлая собачонка. И тут же хочется поделиться с людьми этим образом. Не все ведь замечают красоту, поэтому я стараюсь на радость другим людям запечатлеть эти моменты, но не на фотографиях, а в изделиях. Когда мы были в гостях у Нины Михайловны, к нам зашла её соседка Зоя. Невероятной душевной чистоты человек. Всю жизнь она работала дояркой, семья у неё большая, судьба очень тяжёлая, но ни разу она не посетовала на жизнь. У меня в памяти осталась картина: Зоя, которой 86 лет, бежит по улице с пятью козами. Одна из первых моих работ связана с ней, она называется «Доярка Зоя». На фестивале в Казани эта игрушка заняла первое место. Ещё я очень люблю тему лошадей. Однажды мне поступил заказ, нужно было сделать русскую тройку для директора Эрмитажа. Я долго думала, как её изобразить, а когда закончила работу, поняла, что это изделие будет моим любимым. В нём есть и движение, и жизнь, и мощь. Если раньше было тяжело придумать, что изобразить, то теперь я в потоке. Мне интересно всё, теперь я хочу делать большие композиционные вещи. Очень люблю заказы и новые идеи, они способствуют творческому росту. Но однажды меня попросили слепить злого зайца. Я сначала согласилась, однако в процессе лепки поняла, что моя душа против. Негативные сюжеты не для меня. Хочу, чтобы мои изделия вызывали только хорошие эмоции. 

Тяга к народному творчеству

— Можно ли сохранить народное творчество в современном мире?

— Я заметила, что в последнее время народное творчество очень интересно людям. То ли гены просыпаются, то ли радости в жизни не хватает, но люди вдруг начали обращать внимание на то, что их окружает, что связано с их корнями. Это даёт нам энергию силы, поэтому и появляется такая тяга. И это прекрасно. Думаю, у этого искусства большое будущее. 

— Связан ли ваш промысел с семейными традициями? 

— Игрушки из глины в моей семье не делали, но моя бабушка была очень творческим человеком, у неё не было страха ни перед чем. Разобрать печку и сложить её обратно, сшить шубу, испечь невероятный пирог… Она умела всё. Моя мама считает себя совсем не творческой. Но я знаю, что это не так. Она изумительно вяжет, умеет ткать ковры и шить. 

— Как вы находите баланс между творчеством и личной жизнью? Ручной труд требует времени и сил.

— Творчество даёт мне ресурс. Каждое утро я подхожу к своим игрушкам, держу их в руках, разглядываю. Это придаёт мне сил, а в стрессовых ситуациях успокаивает. Если утром не успеваю «пообщаться» со своими игрушками, целый день чувствую, что мне не хватает воздуха. Я очень благодарна своей семье. Это большая радость, когда родные тебе помогают. Причём не только хвалят, но и дают советы, к которым я прислушиваюсь. Это развивает моё творчество. Я думаю, что любой человек может быть учителем, даже ребёнок способен увидеть то, на что я сама не обратила бы внимания. 

— Какие у вас планы?

— С каждым днём их всё больше. Хочется мастерскую, чтобы было своё место силы. Несколько мастер-классов я уже проводила в Вятском социально-экономическом институте, где работаю. Но мысли об открытии своего пространства есть. Надеюсь, что у нас всё получится, и люди смогут приходить ко мне, чтобы познакомиться с дворянской игрушкой.