Для большинства горожан поход в магазин — обычное дело, благо торговых точек вокруг много. Однако жители небольших деревень, особенно таких, где живут несколько десятков преимущественно пожилых людей, порой не могут купить даже элементарные продукты. В деревне Большие Туры Сунского района автолавка не ездит уже год. В посёлок Боровка Белохолуницкого района товары не завозят с конца сентября. И такие истории — не единственные. В ситуации разбирался сайт kirov.aif.ru.
По тряской дороге
Жительница деревни Большие Туры Людмила Ардашева рассказывает, что магазин в деревне закрыли шесть лет назад. После этого продукты стали привозить раз в неделю — работала автолавка, однако год назад перестала ездить и она. От деревни до райцентра — более 20 км. Пройти такое расстояние и молодому, полному сил человеку непросто. В деревне проживает около 50 человек, большинство из них — пенсионеры.
«У нас была очень плохая дорога. Весной и осенью она становилась просто непроезжей. Поэтому, когда объявили голосование по выбору местных дорог для ремонта, мы бросили все силы, чтобы наша выиграла. И у нас получилось. Летом этого года дорогу отремонтировали», — рассказывает Людмила Ардашева.
Только радости местным жителям это не принесло. Вопреки ожиданиям дорога стала не лучше, а хуже.
«Конечно, на асфальтовое покрытие мы даже не надеялись, но хотели, чтобы дорога стала ровной. Её покрыли щебнем, но камни оказались слишком большие. В результате ездить по ней — одно мучение, — говорит Людмила. — Получается, что расстояние 20 км мы проезжаем примерно за час в постоянной тряске. При этом машина у нас нагружена, ведь мы привозим продукты для себя и для других».
Одним жителям деревни помогают соседи, некоторым — соцработники. Автобус в деревню не ходит. Люди просят, чтобы к ним снова ездила продуктовая лавка или появилось автобусное сообщение до Суны хотя бы раз в неделю.
В похожей ситуации оказались жители посёлка Боровки Белохолуницкого района. Магазина там тоже нет.
В итоге выручают овощи, выращенные в огороде, и заготовки на зиму. В администрации Белохолуницкого района пообещали возобновить подвоз только в ноябре, когда отремонтируют машину.
Доставка и субсидии
Транспорт можно отремонтировать, но проблема никуда не денется. Да, подвоз продуктов, автобусное сообщение, приведение в порядок дорог — всё стоит денег. Однако не всё измеряется рентабельностью, важны и социальные обязательства.
Экономист Евгений Колупаев считает, что в таких случаях власти должны взять на себя расходы по доставке продуктов в отдалённые населённые пункты.
«Стоимость продуктов — по-прежнему за счёт жителей, а вот доставка должна производиться силами государства. Нужно либо организовать доставку, либо давать субсидии бизнесу, который будет возить продукты в такие территории», — считает Евгений Колупаев.
О субсидировании говорит и эксперт по финансам Константин Кропанев.
«Пока не запустили дронов-доставщиков, единственное решение — это автолавка, — говорит Константин Кропанев. — Если автолавки невыгодны бизнесу (скорее всего, так оно и есть), то доставка продуктов должна субсидироваться правительством области, если чиновники заинтересованы, чтобы в этих населённых пунктах жили люди».
Кстати, ситуацией с подвозом продуктов заинтересовались в СУ СКР по Кировской области. По поручению и.о. руководителя СУ СК России по Кировской области Максима Козлова началась проверка. Следователи устанавливают все обстоятельства.
По словам руководителя регионального отделения Народного фронта Валерии Черемисиновой, раньше подобных обращений от жителей к общественникам не поступало.
«Но это не показатель того, что проблема не была актуальна. После первых двух обращений, поступивших в последние месяцы, мы решили изучить ситуацию глубже — призвали жителей области присылать нам подобные истории. И уже за первые три дня мониторинга пришло ещё три обращения», — пояснила она.
По мнению собеседницы, таких ситуаций в будущем будет всё больше. Люди переезжают в города, в деревнях часто остаются несколько жителей. Работа магазинов становится нерентабельной, как и ремонт дорог, ведущих к столь малонаселённым пунктам.
«Очевидно, что нужно системное решение этой проблемы. Готового решения, которое бы работало во всех случаях, нет. Нужны нестандартные решения. Наша задача — их найти и предложить властям. Возможно, где-то можно задействовать соцработников и имеющийся у них транспорт. Где-то найти иные ресурсы», — добавила Валерия Черемисинова.