«Стало хуже». Проблемы с дорогами лишили людей в Кировской области продуктов

Людмила Ардашева / Из личного архива

Для большинства горожан поход в магазин — обычное дело, благо торговых точек вокруг много. Однако жители небольших деревень, особенно таких, где живут несколько десятков преимущественно пожилых людей, порой не могут купить даже элементарные продукты. В деревне Большие Туры Сунского района автолавка не ездит уже год. В посёлок Боровка Белохолуницкого района товары не завозят с конца сентября. И такие истории — не единственные. В ситуации разбирался сайт kirov.aif.ru.

   
   

По тряской дороге

Жительница деревни Большие Туры Людмила Ардашева рассказывает, что магазин в деревне закрыли шесть лет назад. После этого продукты стали привозить раз в неделю — работала автолавка, однако год назад перестала ездить и она. От деревни до райцентра — более 20 км. Пройти такое расстояние и молодому, полному сил человеку непросто. В деревне проживает около 50 человек, большинство из них — пенсионеры.

«У нас была очень плохая дорога. Весной и осенью она становилась просто непроезжей. Поэтому, когда объявили голосование по выбору местных дорог для ремонта, мы бросили все силы, чтобы наша выиграла. И у нас получилось. Летом этого года дорогу отремонтировали», — рассказывает Людмила Ардашева.

Только радости местным жителям это не принесло. Вопреки ожиданиям дорога стала не лучше, а хуже.

Фото: АиФ/ Александр Комаров

«Конечно, на асфальтовое покрытие мы даже не надеялись, но хотели, чтобы дорога стала ровной. Её покрыли щебнем, но камни оказались слишком большие. В результате ездить по ней — одно мучение, — говорит Людмила. — Получается, что расстояние 20 км мы проезжаем примерно за час в постоянной тряске. При этом машина у нас нагружена, ведь мы привозим продукты для себя и для других».

Одним жителям деревни помогают соседи, некоторым — соцработники. Автобус в деревню не ходит. Люди просят, чтобы к ним снова ездила продуктовая лавка или появилось автобусное сообщение до Суны хотя бы раз в неделю.

В похожей ситуации оказались жители посёлка Боровки Белохолуницкого района. Магазина там тоже нет.

"Ранее местная администрация организовала подвоз продуктов — раз в неделю по предварительному заказу. Но 26 сентября выезды прекратились — сломалась машина. Ближайший магазин находится в с. Каменном, на расстоянии более 18 км. У оставшихся в деревне бабушек и дедушек нет машин. Автобусы не ходят, — пояснили в региональном отделении Народного фронта, куда обратились жители. — Власти предлагали им переехать в Каменное, где есть пустующие дома. Но ведь состояние заброшенных зданий понятно. Оставлять свои жилища, состояние которых люди хоть как-то поддерживают, они не готовы«.

В итоге выручают овощи, выращенные в огороде, и заготовки на зиму. В администрации Белохолуницкого района пообещали возобновить подвоз только в ноябре, когда отремонтируют машину.

Доставка и субсидии

Транспорт можно отремонтировать, но проблема никуда не денется. Да, подвоз продуктов, автобусное сообщение, приведение в порядок дорог — всё стоит денег. Однако не всё измеряется рентабельностью, важны и социальные обязательства.

Экономист Евгений Колупаев считает, что в таких случаях власти должны взять на себя расходы по доставке продуктов в отдалённые населённые пункты.

«Стоимость продуктов — по-прежнему за счёт жителей, а вот доставка должна производиться силами государства. Нужно либо организовать доставку, либо давать субсидии бизнесу, который будет возить продукты в такие территории», — считает Евгений Колупаев.

Фото: ru.freepik.com

О субсидировании говорит и эксперт по финансам Константин Кропанев.

«Пока не запустили дронов-доставщиков, единственное решение — это автолавка, — говорит Константин Кропанев. — Если автолавки невыгодны бизнесу (скорее всего, так оно и есть), то доставка продуктов должна субсидироваться правительством области, если чиновники заинтересованы, чтобы в этих населённых пунктах жили люди».

Кстати, ситуацией с подвозом продуктов заинтересовались в СУ СКР по Кировской области. По поручению и.о. руководителя СУ СК России по Кировской области Максима Козлова началась проверка. Следователи устанавливают все обстоятельства.

   
   
Фото: АиФ/ Вера Полывяная

По словам руководителя регионального отделения Народного фронта Валерии Черемисиновой, раньше подобных обращений от жителей к общественникам не поступало.

«Но это не показатель того, что проблема не была актуальна. После первых двух обращений, поступивших в последние месяцы, мы решили изучить ситуацию глубже — призвали жителей области присылать нам подобные истории. И уже за первые три дня мониторинга пришло ещё три обращения», — пояснила она.

По мнению собеседницы, таких ситуаций в будущем будет всё больше. Люди переезжают в города, в деревнях часто остаются несколько жителей. Работа магазинов становится нерентабельной, как и ремонт дорог, ведущих к столь малонаселённым пунктам.

«Очевидно, что нужно системное решение этой проблемы. Готового решения, которое бы работало во всех случаях, нет. Нужны нестандартные решения. Наша задача — их найти и предложить властям. Возможно, где-то можно задействовать соцработников и имеющийся у них транспорт. Где-то найти иные ресурсы», — добавила Валерия Черемисинова.