Как кильки в банке. Кировчане жалуются на работу общественного транспорта

Горожане жалуются на переполненные автобусы и нарушение графиков © / Марина Медведева / АиФ

Долгое ожидание, попытки влезть в салон и поездка в давке: всё это давно стало привычным антуражем поездок кировчан в общественном транспорте. Горожане в последнее время всё чаще жалуются, что после 20.00 стало трудно уехать домой. Количество жалоб на работу перевозчиков было настолько большим, что и. о. начальника департамента городского хозяйства администрации Кирова Дмитрий Кузьмин пообещал, что чиновники сами будут стоять на остановках и контролировать работу автобусов. Впрочем, на сообщение, что чиновники будут ездить в автобусах, жители города в соцсетях отреагировали скептически. «В этот период автобусы будут ездить как часики, а потом опять всё повторится», – написал один из кировчан.

   
   

Пропихнуться в салон

Много жалоб поступает на маршрут № 90. К его работе возникли претензии у кировчан, живущих в микрорайоне Чистые Пруды. Активисты молодёжки Народного фронта, которые проводили свою проверку работы транспорта, написали, что с конечной остановки «Слобода Курочкины» автобус приезжает уже заполненным. Пассажиры пытаются пропихнуться в салон, из-за чего образуется сильная давка. Такая же история вечером, когда все возвращаются домой. Студенты, школьники и пенсионеры едут, по их собственным словам, как кильки в банке.

Много жалоб сейчас поступает от жителей микрорайона Коминтерн. Они говорят, что на автобусе № 14 после 20.00 невозможно уехать в центр города. Некоторым приходится отпрашиваться с работы, чтобы наверняка сесть в автобус. Жалуются местные жители и на работу маршрута № 3. Найти направления, где нет проблем, сложно.

За последние два месяца этого года на некоторых маршрутах перевозчикам удалось выйти на выполнение установленного муниципальными контрактами показателя в 90 % выпуска транспортных средств на линию. При этом анализ общих данных за 11 месяцев говорит о том, что все без исключения перевозчики этого показателя не достигают.

Вопрос стоит настолько остро, что его вынесли на обсуждение думской комиссии, куда позвали перевозчиков, работающих на вызывающих наибольшее количество претензий маршрутах: №№ 14, 23, 33, 46, 54, 87, 90 и 117. Ситуацию с общественным транспортом в городе на заседании комитета гордумы озвучил Дмитрий Кузьмин. Он пояснил, что за последние два месяца этого года на некоторых маршрутах перевозчикам удалось выйти на выполнение установленного муниципальными контрактами показателя в 90 % выпуска транспортных средств на линию. При этом анализ общих данных за 11 месяцев говорит о том, что все без исключения перевозчики этого показателя не достигают. Количество жалоб на работу транспортников, по словам и. о. начальника департамента, в последнее время снизилось, но всё равно их немало. Администрация проводит рейды и проверки соблюдения графиков. В адрес перевозчиков направили 27 претензий. Сейчас антимонопольная служба ведёт сбор документов по привлечению перевозчиков к ответственности по ч. 7 ст. 7.32 КоАП (неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг и т.д.).

Водители и техосмотр

Генеральный директор крупнейшей городской организации, работающей в этой сфере, – Кировского АТП – Дмитрий Катынов пояснил, что пассажиры чаще всего жалуются на несоблюдение расписания, стиль вождения управляющих автобусами водителей или поведение кондукторов.

«Чтобы автобус прибыл по расписанию, нужна исправная техника, водитель и кондуктор. Если одна из составляющих отсутствует, то и автобус не приходит. Каждый день на линию должно выходить около 470 автобусов, из них ежедневно отсутствуют 10-15 %. Возможно, автобус сломался или водителей не хватает (нехватка кадров – это самая большая проблема на сегодня). Перевозчики обычно пытаются выставлять машины с утра, чтобы увезти пассажиров на работу или учёбу, а вот в течение дня могут возникнуть проблемы, – пояснил Дмитрий Катынов. – Подвижной состав автобусов в городе, к сожалению, оставляет желать лучшего. К примеру, на нашем предприятии примерно 60 % автобусов – старые, есть машины с пробегом 700-900 тыс. км, возникают проблемы с техосмотром. Новые автобусы большой вместимости стоят дорого – 17-19 млн руб. Закупать возможности нет. Мы платим 25 % налогов с оборота, а стоимость проезда составляет 40 руб. (затраты на одну поездку при этом – 54 руб.). Подвижной состав нуждается в обновлении. Сейчас жалобы на состояние транспорта занимают от четвёртого до второго места в регионе, если так дальше пойдёт, то и на первое выйдут. Есть три источника финансирования обновления автопарка – федеральный (есть соответствующая программа), областной и городской бюджеты. В 2024 г. город закупил 15 автобусов по схеме лизинга. И такие закупки, по моему мнению, нужно продолжать. А так как источника финансирования три, обновление автобусного парка не кажется такой уж неподъёмной задачей».

   
   

Депутат гордумы Михаил Кремлёв считает, что снизить остроту транспортных проблем могут не только закупки транспорта, но и меры, которые не требуют таких больших затрат.

«Решений, на мой взгляд, несколько. Стоит оборудовать выделенные полосы для общественного транспорта. Если бы они появились у нас в городе, то не было бы этих простоев, а значит, перерасходов топлива, задержек и так далее. И эта мера не требует больших денег. Кроме того, нужно разобраться с дублирующими маршрутами – бывает, что по одним и тем же направлениям едут автобусы и троллейбус. С учётом того, что город разрастается, нужно менять схему маршрутной сети, применяя опыт других городов».

По мнению координатора движения «Красивый Киров» Анатолия Курбатова, решением транспортной проблемы нужно серьёзно заниматься, тогда и будет результат.

«Я уже сбился со счёта, сколько за последнее время сменилось начальников в транспортном отделе администрации, некоторые не задерживаются и трёх месяцев. При такой чехарде закономерно, что общественный транспорт в Кирове деградирует. Всё, кроме нехватки водителей, можно решить, просто занимаясь этим. Это банальные решения, которые уже ввели подавляющее число наших соседей (областных центров): брутто-контракты (перевозчики перечисляют выручку в бюджет города, а городская администрация оплачивает выполнение рейсов по маршрутам. Оплата работы зависит не от числа пассажиров, а от выполнения транспортной работы. – Авт.), а также выделенные полосы, платные парковки в центре, бескондукторная оплата проезда», – считает Анатолий Курбатов.